Мастер-класс для педагогов "Создание ситуации выбора, как необходимое условие развития личности дошкольника"
материал

Пайметова Вера Владимировна

Мастер-класс поможет раскрыть понятие "ситуация выбора".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Создание ситуации выбора, как необходимое условие

 развития личности дошкольника»

Цель: раскрыть понятие «ситуация выбора», рассказать о важности данного приема в обучении ребенка, о способах создания ситуаций выбора.

Актуальность:

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Самостоятельность и инициативность предполагают умение делать выбор. Какие условия могут быть созданы в детском саду для приобретения ребенком опыта выбирать не только предметы, но и деятельность, роль, партнеров по игре и занятиям? В какие моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор и видеть его результат? Какие шаги включает в себя формирование умение самостоятельно выбирать? Ответу на эти вопросы и посвящен наш мастер-класс.

Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания.

Что дает человеку ситуация выбора?

  • Выбор - необходимое условие полноценного развития личности.
  • Выбор - пример активной модели поведения, личностной стратегии общения и толерантности.
  • Выбор должен стать высшей культурной формой поведения зрелого человека (Л.С. Выготский).
  • Выбор – в культурно-исторической концепции понимают как высшую форму поведения, личностную активность, социальную по происхождению и мотивированную потребность человека быть свободным.

Важно учесть:

  • постепенно вводить ситуацию выбора и увеличивать количество вариантов для выбора;
  • должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации;
  • расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью;
  • необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями.

Умение делать выбор сопряжено с умением выбор предоставлять.

Готовы ли вы целенаправленно практиковать выбор при воспитании ребенка? Да – поднимите зеленый кружок, изредка – жёлтый кружок, нет – красный кружок.

Исследования показали, что педагоги предлагают стандартный набор выбора. Например, это самостоятельный выбор игр детьми в свободное время, выбор игрушек, самостоятельное распределение ролей, выбор орудий для трудовой деятельности, выбор книг для чтения, выбор того, кто будет читать, самостоятельный выбор партнера по игре, выбор дежурных и распределение обязанностей, самостоятельный выбор при слушании знакомых музыкальных произведений, выбор способов решения конфликтных ситуаций. Можно сказать, что в предложенных воспитателями ситуациях, проявляется частично неосознаваемое перекладывание ими своих профессиональных функций на ребенка.

У детей умение выбирать формируется за счет стереотипа поведения взрослого, то есть зависит от того, насколько воспитатели готовы и способны предоставлять выбор ребенку. Таким образом, необходимо обратить внимание на те ситуации, в которых мы могли бы детям выбор предоставить, но по какой-то причине этого не делаем. Для наглядности приведу пример.

Загадка «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? А возможны ли еще варианты отгадок у этой загадки? Но в основном педагоги другой вариант отгадки даже не рассматривают. Так как все авторы предлагают вариант ответа на эту загадку (морковка).

Прежде чем предложить ребенку выбор, мы должны научить ребенка выбирать.

Этапы формирования умения выбирать

1. Создание условий для получения ребенком опыта различных отношений, ролей, видов деятельности, впечатлений, переживаний.

Ключевым фактором для выбора является наличие опыта.

Если ребенок никогда не играл с Колей, он не сможет выбрать – играть ему с Колей или с Лешей.

2. Взрослый обозначает ребенку возможные варианты для выбора (взрослый создает ситуации, в которых просит ребенка выбрать между тем и тем)

3. Проговаривание ребенком своего выбора взрослому (когда определенная ситуация выбора становится для ребенка привычной, взрослый может не перечислять возможные варианты, а лишь спросить ребенка, что он выбирает. Например, когда накопилось несколько вариантов игр на прогулке, воспитатель спрашивает: «Чем ты сейчас будешь заниматься?» Такой вопрос заставляет ребенка проговорить свой выбор, а значит осознать. Необходимо быть готовым принять новый вариант действий, придуманный ребенком, и поддержать его в этом)

4. Ребенок решает самостоятельно (воспитатель демонстрирует доверие ребенку, предоставляет ребенку возможность решать самостоятельно)

Умение делать выбор неразрывно связано с умением договариваться, и воспитывать эти два умения невозможно по отдельности. И этому тоже нужно учить

Этапы развития умения договариваться

Первый этап – согласие. Самое простое с чего следует начинать, - это убедиться, что дети могут установить согласие в паре. Не договориться, а только вместе согласиться.

Например, дети парами выходят на улицу, все пары держатся за руку. Воспитатель стоит у двери и каждой паре дает свое задание. Сначала спрашивает: «Хотите пойти, как пингвины?». Если дети дружно сказали: «Да», тогда воспитатель говорит: «Тогда ваша пара идет, как пингвины. Если дружное «нет», может спросить что-то другое, например: «Хотите пойти под ручку?», а может и не спрашивать больше, а сразу сказать: «Тогда вы идете плечом друг к другу». Но если они ответили вразнобой, то воспитатель говорит: «Значит, ваша пара идет по-обычному, скучным образом». Те, кому легко соглашаться вдвоем, пробуют в следующий раз соглашаться втроем и т.д.

Второй этап – научиться выбирать из предложенных вариантов (Соня, ты с кем пойдешь, с Олей или с Ваней?)

Третий этап – выбирать из предложенных вариантов или придумывать свой (когда дети освоили несколько способов действия, им можно предложить в паре договориться, каким именно способом они будут действовать на этот раз, и намекнуть, что можно изобрести новый способ)

Четвертый этап – вместе придумывать что-то новое (для начала надо будет давать задание – придумать вдвоем. Когда будет хорошо получаться – давать задание на троих и т.д.)

Умение договариваться способствует созданию дружеской атмосферы в группе и формированию дружеских отношений между детьми.

Практическая часть (предполагает взаимодействие с аудиторией)

Ситуации выбора реализуются на занятиях и во время совместной деятельности взрослого с ребенком, и включают в себя:

  • выбор формы подачи личных умений и продуктов деятельности (рисунок, поделка и т. д.);
  • выбор инструмента, материала для выполнения работы (карандаш, фломастер, цветная бумага и т. д.);
  • выбор цветовой гаммы при оформлении работы;
  • выбор партнера по деятельности;
  • выбор одного из вариантов самостоятельной работы, отличающихся по содержанию, способам действия;
  • выбор пожеланий личного характера;
  • нравственные ситуации выбора.

На сегодняшний день существует много приемов и способов для организации ситуации выбора. Я обобщила опыт педагогов и выделила такие интересные приемы создания ситуации выбора. Для каждой группы я подготовила памятку, которую можно будет добавить в педагогическую копилку.

Практические способы организации ситуации выбора

Выбор деятельности

− Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?

− Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?

Выбор материалов

− Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый?

− Тема занятия «Овощи». Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Выбор способа деятельности

-Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима)  Ребята у вас есть любимые игрушки? Опишите игрушки разными способами: загадкой, расскажите о ней или изобразите.

− убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?

Выбор последовательных действий

У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу?

Выбор партнера деятельности

− Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то?

− Веселые старты. Капитаны выбирают себе команду

Выбор содержания деятельности

− Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

− Рома, я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?

Нравственный выбор

− Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?

 − Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.

Инструкции для педагогов:

Уважаемые педагоги, сейчас я вам предлагаю разделиться на 7 групп и предложить или продемонстрироватьсвои ситуации выбора, которые мы можем использовать в работе.

Рефлексия.

Подведение итога работы

Таким образом, я полагаю, что в течение нашей встречи, Вы познакомились с конкретными действиями и приемами, способствующими созданию ситуации самостоятельного выбора детей. И успешно будете использовать эти приемы в своей работе.

-Если  вы считаете, что мастер-класс для вас был неинтересен,  и вы попросту потратили свое  время,  то поднимите красный кружок.

-Если вы считаете, что на мастер-классе вы узнали что-то новое,  то поднимите желтый кружок.

-Если вы возьмете себе  на вооружение приемы, которые продемонстрировала, то поднимите зелёный кружок.

Я очень рада, что мастер-класс был для вас полезен. Желаю творческих успехов. Спасибо за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития личности ребенка.

В статье заведующего ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Афанасьевой Д.Л. раскрывается понятие "образовательная среда ДОУ" и дается характеристика образовательной среды с точки ...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка -  необходимое условие развития личности"...

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности""

Консультация для педагогов " Выбор ребенка - необходимое условие развития личности"...

"Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника"

Презентация "Создание ситуации выбора как необходимое условие развития личности дошкольника" содержит выдержки из ФГОС ДО, методы, позволяющие создавать ситуацию выбора, условия успешного фо...

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка.

Экспериментирование: как необходимое условие развития личности ребенка. Для разностороннего развития ребенка очень важен тот момент, как ребенок приобретает знания. Он не должен получать их готов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....