Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему
На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.ppt | 923 КБ |
doklad_2.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21
Доклад по теме:
«Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации»
Подготовлен:
Глубоковой Е.А.
Педагогом-психологом
МДОУ д/с № 21
г. Комсомольск – на - Амуре
2009 г.
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.
Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика.
Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.
Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути.
Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов:
а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.
Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания.
В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей.
Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки к школьному обучению.
К началу обучения в школе ребенок должен обладать:
- мотивом учения;
- образным и вербальным мышлением;
- предпосылками логического мышления;
- способностью принимать учебную задачу;
- графическими навыками;
- произвольностью регуляции деятельности;
- восприимчивостью к обучающей помощи.
Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов.
В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе. Результаты интеллектуальной готовности представлены в таблице.
№ п/п | Название методики | Цель методики | Результаты (уровни) | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | «10 слов» | Исследование слуховой памяти | 0% | 63% | 37% |
2 | «25 картинок» | Исследование зрительной памяти | 0% | 58% | 42% |
3 | «Невербальная классификация» | Исследование словесно-логического мышления | 26% | 43% | 31% |
4 | «Четвертый лишний» | Исследование словесно-логического мышления | 26% | 48% | 26% |
5 | «Вербальный субтест» | Исследование вербального мышления | 12% | 45% | 43% |
6 | «Корректурная проба» | Исследование переключения, распределения и концентрации внимания | 42% | 16% | 42% |
7 | «Графический диктант» | Исследование сформированности эмоционально-волевой сферы, произвольности действий | 4% | 48% | 48% |
Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% - средний уровень словесно-логического и вербального мышления, 58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта».
На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут).
Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала. В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными».
В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».
Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
№ п/п | Название методики | Цель методики | Результаты (уровни) | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | «10 слов» | Исследование слуховой памяти | 95% | 5% | 0% |
2 | «25 картинок» | Исследование зрительной памяти | 73% | 27% | 0% |
3 | «Невербальная классификация» | Исследование словесно-логического мышления | 100% | 0% | 0% |
4 | «Четвертый лишний» | Исследование словесно-логического мышления | 95% | 5% | 0% |
5 | «Вербальный субтест» | Исследование вербального мышления | 73% | 27% | 0% |
6 | «Корректурная проба» | Исследование переключения, распределения и концентрации внимания | 73% | 27% | 0% |
7 | «Графический диктант» | Исследование сформированности эмоционально-волевой сферы, произвольности действий | 82% | 18% | 0% |
Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого, самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий.
Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность, любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни.
Приложение к докладу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.
Сформированность познавательной мотивации включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенс...
Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...
Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе
Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...