Педагогическая технология "Культура поведения"
методическая разработка на тему

 

        Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_moya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

                                       "Культура поведения»

                                   (педагогическая технология)

                                   Актуальность технологии.

    Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему культуры поведения дошкольников. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.

    Во-первых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и нравственными чертами личности. Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается под влиянием множества воздействий как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, образованность и воспитанность - это качества личности, определяющие ее отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, нравственное воспитание не только информирует дошкольника о нормах поведения в обществе, но и дает представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки ответственных граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения личности дошкольника.

                               Научно-методическое обоснование.

    Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и других авторов. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Несмотря на разносторонность и обширность исследований по проблеме нравственного воспитания, недостаточно разработаны психолого-педагогические основы нравственного воспитания дошкольников в группе детского сада, в обществе сверстников. В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании нравственной личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса культурного воспитания дошкольников, с другой стороны.

    Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.

    Одним из компонентов культуры поведения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

 - формирование у детей знаний норм и правил общения;

 - умение общаться с окружающими;

 - желание ребенка вступать в контакт;

 - предупреждает негуманное проявление эмоций.

    Особые сложности в плане формирования культуры поведения имеют дети с ОНР. Проблема повышения эффективности работы с такими детьми перед педагогами дошкольных учреждений  стоит давно. Мы хотим видеть наших воспитанников вежливыми, дружелюбными, общительными, умеющими ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений.

    Данные, полученные в результате исследования проблемы, в нашей группе позволяют сделать вывод: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

    Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры поведения и общения.

    Особенность данной технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Основная цель технологии:

   формирование знаний, умений и навыков, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Задачи: 

 - формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;  

 - учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

 - познакомить с правилами культуры поведения;

 - воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

 - научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

Пути реализации:

-   изучение теоретических и практических аспектов проблемы;

- разработка тематического цикла, определение целей, задач, игровых заданий;

-  организация работы с родителями.

В основу технологии положены следующие принципы:

-   системность,

-   опора на положительный пример,

-   гуманного отношения к личности,

-   личностно-деятельного подхода,

-   единство воспитательных воздействий.

При формировании культуры поведения необходимо придерживаться определенных этапов:

I этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.

Приложение 1.

II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры поведения, процесс формирования. Приложение 2.

IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей. Приложение 3.

    Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил определить методические рекомендации педагогам ДОУ, которые позволят более тщательно работать над формированием культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Приложение 4.

Предполагаемый результат.

    Дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого обращения друг с другом, младшими детьми и взрослыми.

    Они научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Заключение.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.

Основные цели морального воспитания ребенка:

- становление морального поведения, т.е. сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;

- овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);

- возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм.

2. Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс морального воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв морального воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства моральным развитием личности дошкольника и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы морального воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям.

Список использованной литературы:

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1991.

Венгер Л.А. Психологические особенности шестилетних детей. – М.: Педагогика, 1985.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др./Под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1999

Игры с правилами в детском саду/под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1990 г .- 122 с.

Игры: обучение, тренинг, досуг/под ред. В.В.Петрусинского. – М., 1994. – 167 с.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2005.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1994.

Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 2002

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986 г.

Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., Владос, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.

    При проведении диагностики следует придерживаться основных правил обследования ребенка.

1. Ради обследования не стоит отвлекать ребенка, если он чем-то занят, увлечен. Постарайтесь выбрать такой момент, когда он готов пойти с вами на контакт.

2. Самой главной задачей на первом этапе является установление хорошего контакта между взрослым и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. Только от взрослого зависит настроение ребенка во время диагностики. Помогите ему сосредоточиться, дайте возможность увлечься.

3. Место проведения диагностической процедуры должно быть достаточно уединенным, чтобы другие дети или взрослые (например, родители) не мешали вашему общению, не отвлекали ребенка и уж тем более не давали советов по поводу выполнения задания.

4. Следите за состоянием ребенка в ходе обследования: постарайтесь заметить первые признаки усталости, дискомфорта у ребенка и, если не удастся их преодолеть, поблагодарите ребенка за работу и отложите ваше общение на другой день.

5. Не обещайте поощрений и наград за работу, постарайтесь для ребенка сделать приятным само общение с вами.

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не оценивайте его, не комментируйте его ответы, не выражайте недоумения, радости или порицания: в данном случае ваша задача – констатировать уровень развития личности ребенка, а не воспитывать его.

Методика «Закончи историю».

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

- доброта – злость;

- щедрость – жадность;

- трудолюбие – лень;

- правдивость – лживость.

    Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки».

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.

Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

    В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

    Мы изучали уровень развития морального поведения у детей подготовительной группы с ОНР, посещающих нашу группу. Диагностику морального поведения мы проводили на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки».

   На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

    Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства детей (50%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали  таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

Никита: На, поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

Никита: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Никита: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Никита оценил поступок и назвал нравственную норму.

    На высоком уровне развития морального сознания находится 2 ребенка (17%). Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Примерные ответы детей:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Алеша: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Алеша: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Алеша: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Алеша: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Алеша назвал норму и мотивировал ее.

    На низком уровне развития морального сознания находится 4 ребенка (33%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Примерные ответы детей:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Софья: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Софья: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Софья: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Софья оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

Таблица 1.  Результаты диагностики по методике «Закончи историю».

           Уровни

   Количество детей

          Проценты

Очень низкий

                  0

                 0%

Низкий

                  4

                33%

Средний

                  6

                50%

Высокий

                  2

                17%

    Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).

    На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 2 человека (17%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Саша берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Саша: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у Саши серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он  не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Саша заулыбался).

Саша: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Саша проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

    На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 7 детей (58%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки, с  левой стороны – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Ярослав положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

    На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 3 ребенка (25%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы  по формированию культуры поведения дошкольников.

Таблица 2.  Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки».

            Уровни

     Количество детей

           Проценты

Очень низкий

                  0

                  0%

Низкий

                  3

                25%

Средний

                  7

                58%

Высокий

                  2

                17%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей.

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Занятия

Кружок

Беседы

Чтение  художественной литературы

Дидактические игры

Игровые ситуации

Драматизация

Игровые упражнения

Рассматривание и обсуждение (иллюстраций, фотографий, пиктограмм)

Этюды

Моделирование и анализ ситуаций

Викторины

Сочинение сказки, истории

Подвижные игры

Мини-конкурсы

Импровизации

Наблюдения

Рассказы педагога и детей

Сюжетно-ролевые игры

Игры-драматизации

Дидактические игры

Настольные игры

Рисование

Ручной труд

Подвижные игры

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Работа, проводимая в группе по формированию у детей культуры поведения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому в технологии представлены  формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуются к применению для взаимодействия с родителями в решении  поставленных задач.

Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры поведения и общения старших дошкольников.

Формы работы с родителями

Форма взаимодействия с родителями

Цели работы

Индивидуальная беседа

Выявление особенностей воспитания культуры поведения в семье;

выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме;

ознакомление с работой педагогов группы с детьми по формированию навыков культуры поведения.

Консультации

Изучение разных стилей общения родителей с детьми;

совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры поведения.

Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.

Семинары-практикумы, тренинги

Совершенствование коммуникативных умений родителей;

развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения;

совершенствование навыков культуры общения с окружающими.

Родительское собрание

Ознакомление с компонентами культуры поведения; с формами, функциями общения;

углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и детьми.

Анкетирование

Выявление особенностей общения ребенка в семье.

Приглашение родителей в группу:

(Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в праздниках, досугах; участие в конкурсах…)

Ознакомление родителей с жизнью группы;

выработка общих требований к воспитанию детей;

участие родителей с детьми в совместных проектах.

Факультатив

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Привлечение родителей к работе по формированию культуры поведения.

    Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к ребенку, что окажет существенное влияние на формирование у него навыков культуры поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Методические рекомендации педагогам.

   При построении работы по формированию культуры поведения   обязательно      надо учитывать возрастные особенности детей.

  1. предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

регламентированной;

совместной;

самостоятельной деятельности детей.

  1. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

В  совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;

В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.

  1. Помните, что работа, проводимая по формированию культуры поведения, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью различных форм.
  2. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
  3. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

- Обращайтесь по имени;

- Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

- Используйте тактильное прикосновение.

- Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

  1. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
  2. Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
  3. Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
  4. Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
  5. Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
  6. Постарайтесь избавиться от слов-паразитов («ну», «значит», «в общем», «так» и т. д.).
  7. Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
  8. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
  9. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
  10. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
  11. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как  пример для подражания,  разъяснение,  поощрение, комплименты.
  12. Умейте анализировать процесс общения.
  13. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.

Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Что может быть лучше сказки для воспитания  ребенка!  Сказка всегда  рядом. Мы знаем их с детства. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек вх...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Слушание сказки выполняет важнейшую роль в развитии воображения. А воображение в свою очередь влияет на умственную деятельность ребенка, что отражается в дальнейшем на деятельности взрослого....

«Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка»

Использование сказок в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка....