История знакомых букв.
статья (подготовительная группа) по теме
В статье описывается поэтапная разработка тематического блока по ознакомлению с историей письменности от пиктограмм до букв кириллической азбуки. (Журнал "Детский сад: теория и практика" №9, 2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_znakomyh__bukv1.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
История знакомых букв
Солотина Татьяна Викторовна,
старший воспитатель
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
Детский сад комбинированного вида № 1524
Аннотация: в статье описывается поэтапная разработка тематического блока по ознакомлению с историей письменности от пиктограмм до букв кириллической азбуки.
Ключевые слова: история письменности, пиктограмма, буква, алфавит, творчество.
Взрослые часто удивляются - как много может усвоить, запомнить ребенок. Дошкольник совершает маленькие открытия ежедневно. Но родителей в большинстве своем волнует вопрос: как правильно подготовить ребенка к школе и большая доля озабоченности приходится на умение читать. Не стоит говорить о необходимости фонетико-фонематической подготовки ребенка, о воспитании интереса к чтению, эти направления работы широко представлены в современной педагогике и они очень важны. Можно сыграть на природном любопытстве – ведь каждая буква тоже загадка! Развивать интерес к чтению можно, начав с истории возникновения букв. Поэтому, хочу представить для ознакомления тематический блок «История знакомых букв».
Задачами этого блока являются знакомство дошкольников с письменностью, этапами ее развития, модификацией начертания букв, история возникновения кириллической азбуки, ознакомление с системами письменности и их преемственностью от древнейших времен до наших дней. Но решение познавательных задач должно осуществляться в комплексе с речевой, продуктивной, творческой, двигательной деятельностью. Необходимость такого подхода по ознакомлению детей с историей букв основывается на следующих принципах:
- Принцип научности этот блок основан в первую очередь, на исторических фактах, подкрепленных научными исследованиями, древними артефактами.
- Принцип комплексности и интегративности обеспечивает решение задач целого перечня образовательных областей
- Принцип заинтересованности ребенка. Интерес ребенка к заданию, беседе, деятельности должен из спонтанного стать осмысленным, именно это качественное преображение является необходимым условиям усвоения предлагаемого материала.
- Принцип сотрудничества - участие родителей как в исследовательской, так и в творческой совместной деятельности является необходимым условием закрепления интереса ребенка к поставленной задаче
- Принцип амплификации содержания изобра зительной деятельности, в соответ ствии с особенностями познаватель ного развития детей
Материал, вошедший в блок, должен быть в достаточной мере понятен и интересен детям дошкольного возраста, не содержать сложных выводов и закономерностей. В качестве творческой итоговой составляющей блока может быть предложено изготовить азбуку, используя различные техники – от предметного рисования до сложной контурной мозаики (рис.1) и макраме.
1 этап. Пиктограммы.
История буквы начинается с простого рисунка – «пиктограммы». На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Предлагаемый материал целесообразно преподнести в форме ознакомительной беседы с большим количеством иллюстраций. Однако, необходимо акцентировать внимание детей на том, что пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах. Область применения пиктограмм достаточно обширна, поэтому материал первого этапа может быть подобран с учетом специфики учреждения, приоритетной направленности, интересов детей и т.п. Для закрепления полученных знаний можно использовать следующие игровые задания:
- Составление алгоритмов «Одеваемся на прогулку», «Моем руки», «Накрываем на стол» и т.п.
- Изготовление пиктограмм для тематических уголков в группе – коробка для хранения карандашей, кистей или красок, атрибутов сюжетно-ролевых игр, таблички для ухода за комнатными растениями, для уголка дежурств(рис. 2).
- Изготовление пиктограмм для раздевальных шкафчиков, помещений детского сада.
- Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району фотографируют иди зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше узнать особенности своего района.
2 этап. Иероглифы.
Много сотен лет люди рисовали пиктограммы. Затем они научились изображать действия – «ходить, носить, строить», и сложные для изображения слова – «большой», «зимний», «жарко». Рисунков – знаков накопилось очень много, и люди стали изображать одним знаком-рисунком часть слова, сочетание звуков - так появились иероглифы. Ведь очень многие слова похожи, например «пар – пара», эти слова изображали одинаковыми иероглифами. И этот иероглиф встречался во всех словах, где есть сочетание «пар». На этом этапе необходимо учитывать, что иероглифы – достаточно тяжелый в усвоении предмет, поэтому не стоит углубляться в видовое разнообразие иероглифических систем письменности – достаточно познакомить с одной: египетской, китайской, японской, системой индейцев майя.
Этап 3. Буквы.
Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу (Рис. 18).
На данном этапе работа с детьми должна строиться на основе изобразительного материала, демонстрирующего постепенное изменение в начертании букв, причем количество букв не должно быть более 5-7. Целесообразно для этой цели выбирать широко знакомые символы «А, К, Л, Д, Т» и им подобные. Можно составить «цепочки превращений» для различных букв от пиктограмм до кириллического алфавита. Эти «цепочки» можно затем использовать в оформлении коллекции, в дидактических играх, в качестве наглядного материала для занятий.
Кроме того необходимо использовать в работе на данном этапе речевые игры (рис. 3) для закрепления представлений о конфигурации современных букв:
- «Буква заблудилась» А.Шибаев стихотворение-шутка.
- Логоритмические упражнения
- Стихи о буквах (разучивание)
Элементы адаптивной физкультуры, (рис 3, 4) которые мы включали в работу, были использованы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Речевые игры для этих детей не могут играть основную роль в формировании представлений о конфигурации букв, в силу недостаточного развития коммуникативной функции. Для достижения этой задачи целесообразно обратиться к механизмам двигательного запоминания. Причем, задействовать не только мелкую, но и крупную моторику, например, для составления «букв» Т, М, Г, Ф, Р.
Этап 4. Итоговый.
На этом этапе закрепляем представления о различных системах письменности, их разнообразии: пиктографическое письмо, иероглифы, шумерская клинопись, арабская вязь (ознакомительно), латинское письмо (целесообразно дать ознакомительный экскурс о латинице на примере английского алфавита или его использовании в медицине, фармакологии и т.п.), греческое письмо, кириллица.
Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел,(рис 5) глиняные таблички – стило(рис 16,17), папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу(узелковое письмо), бумага – современные средства изображения.
На данном этапе помимо ознакомительной беседы может широко использоваться экспериментирование.
Тема: Письмо на камне.
Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.
Ход работы: детям предлагаются мел, уголь, акварель, акриловые краски, тушь, перья, шариковые ручки, кисти, стило (заостренная деревянная палочка). Задание – нарисовать пиктограммы «идите направо, налево, вперед» для игры по ориентированию во время прогулки. В качестве основного материала можно предложить камни-голыши небольшого размера. Во время работы дети пробуют все материалы. Методы проверки сохранности изображения – потереть ладонью, опустить в воду.
Кроме этого вместе с детьми и при участии родителей можно собрать коллекцию «Как и на чем писали люди». При составлении коллекции нужно использовать работы детей, созданные на предыдущих этапах. Минимальный перечень экспонатов может быть следующим:
- Камни-голыши с пиктограммами, мел, уголь.
- Глиняные пластины, либо пластины из соленого теста с клинописью, заостренная палочка.
- Папирус (можно использовать сувенирный вариант из туристических поездок) кисти, акриловые краски
- Шелковая ткань, тушь, кисти.
- Береста, стило.
- Свиток бумаги, чернила, перо.
- Бумага, карандаши, фломастеры, маркеры.
Все экспонаты должны содержать надписи или рисунки, характерные для периода своего использования. Помимо развития познавательного интереса данная работа стимулирует творческую и совместную деятельность не только внутри группы, но и в семье. Далее эта коллекция может использоваться в других группах, как основа познавательно-творческого досуга.
Этап 5. Творческое задание.
Изготовление азбуки.
Итогом работы по ознакомлению с историей букв стало изготовление азбуки. Т.к. в современном дошкольном образовании широко применяются нетрадиционные изобразительные техники, было решено взять их разнообразие за основу изображения букв и иллюстраций к ним. Так наряду с традиционным предметным рисованием, плоскостной аппликацией и обрывной мозаикой было использовано макраме, вязание, мозаика зерновыми культурами, торцевание, объемная аппликация, аппликация с использованием природного и бросового материала, трафаретное рисование, вышивка и т.п.. (рис 6-12) На данном этапе необходимо включение родителей в творческую деятельность, т.к. некоторые техники, например вязание, дошкольникам практически недоступны.
Представленная схема тематического блока достаточно вариативна и может быть пересмотрена, дополнена в зависимости от индивидуальных особенностей группы, уровня подготовленности педагога, доли родителей, готовых к активному сотрудничеству и многих других факторов.
Список литературы:
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду – М, Мозаика-синтез, 2005г.
- Гамкрелидзе Т.В. Происхождение и типология алфавитной системы письма - Вопросы языкознания. 1988. № 5-6.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников - М., Сфера, 2001г.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М., Просвещение, 2005г.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, ИД Литера, 2001г.
- Лундин А. Г. О происхождении алфавита - Вестник древней истории. 1982. № 2.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников – М, Школьная пресса ,2003г.
Интернетресурсы:
- http://feb-web.ru/
Тематический план
Тема | Задачи | Формы работы | Интеграция образовательных областей |
Пиктографическое письмо | Знакомство с пиктографическим письмом, как первой ступенью письменности, его особенностями, использованием пиктограмм в настоящее время |
| Познание и речевое развитие Художественное творчество |
Иероглифическое письмо | Знакомство с иероглифическим письмом, |
| Познание и речевое развитие |
Финикийский и греческий алфавит | Знакомство с этапами развития алфавита, особенностями начертания символов, их функциями (каждая буква обозначает звук), Использование букв в качестве цифр. Экскурс в современное применение букв древних алфавитов (обозначения звезд, собственных названий, употребление в роли математических символов) |
| Познание и речевое развитие Художественное творчество |
История появления кириллицы. Братья Кирилл и Мефодий | Знакомство с этапами развития алфавита, особенностями начертания символов, их функциями (каждая буква обозначает звук), использование букв в качестве цифр. |
| Познание и речевое развитие Художественное творчество Социализация Физическая культура |
Как и на чем писали люди | Закрепление представлений о различных системах письменности, знакомство с различными материалами для письма, установление закономерности между материалами для письма, единицами письма и изобразительным инструментом, |
| Познание и речевое развитие Художественное творчество |
Творческий проект «Азбука» | Закрепление навыков изобразительных техник, полученных в течение года. Развитие творческого воображения. |
| Художественное творчество Труд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Знакомимся с буквами на прогулке, дома, в лесу, на море....
Знакомство с буквами можно превратить в веселое запоминающееся занятие, а совместная деятельность надолго запомнится и родителям, и ребенку. ...
История знакомых букв (приложение)
Базовая презентация к проекту....
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»
Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л\']...
Методическая разработка для подготовительной группы Веселые истории про буквы
Методическая разработка для подготовительной группы Веселые истории про буквы...
«История про букву Ё»
Сценка с детьми подготовительной группы...
Знакомимся со звуками, изучаем буквы. Буква А
Красочная интерактивная игра позволит ребенку развить фонематический слух, подготовит к обучению грамоте, будет способствовать совершенствованию зрительного внимания....
презентация по исследовательской деятельности "История знакомых предметов.Утюг"
Узнавая историю и назначение вещей, можно узнать историю своего народа, своей страны и как происходило изготовление вещей, без которых не обходится наша жизнь....