Приобщение детей к русским народным традициям посредством сказок
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК.»
« Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.» А. С. Пушкин
Сказка в нашу жизнь приходит с младенческих лет и сопровождает до старости.
Сказки передаются из поколения в поколение. Они несут огромный потенциал в воспитательных целях. Сказки- это кладезь мудрости в лучших народных традициях. Сказка ненавязчиво подводит нас к тому, чтобы мы становились добрее, терпеливее друг к другу.Помогает реализовать свои возможности, добиваться поставленной цели.
Читая сказки, мы изучаем свою историю, традиции народа. Без знания своих истоков, нет движения вперед.
Бытовые сказки знакомят нас с жизнью наших предков. Мы узнаем в каких условиях жили люди, чем занимались, какие использовали средства для жизни.
Традиционная русская изба, конечно же, печка. В ней хлеб пекли, печка помогала сестрице Аленушке и братцу Иванушке спрятаться от погони гусей-лебедей ( в одноименной сказке). На волшебной печке ездил Емеля (сказка «По-щучьему веленью»). Печка в избушке Бабы Яги.
Деревянная изба, мебель, посуда, деревянные ложки, чугунок, кочерга, самовар, лучина-неизменные атрибуты русской деревни, с которыми знакомятся дети, читая сказки.
Знакомство с традиционным русским костюмом: лента в косе, кокошник, расписной платок, сарафан, косоворотка, шаровары, онучи , лапти-значительно способствует расширению словарного запаса (чаще пассивного).
Сравнивая предметы, дети делают вывод, что мы и сейчас используем некоторые предметы в наше повседневной жизни, пусть даже в видоизмененной форме.
Например, лучина , позднее свечка, лампочка- источник света;
печка, сейчас духовой шкаф для приготовления еды;
самовар-электрочайник; скатерть-самобранка, скатерть на праздничный стол.
Из сказок дети узнают, что испокон веков русский народ трудился: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай. По окончании сбора урожая , традиционные празднования.Например,
«Осенины на Руси», массовые народные гулянья, пение, хороводы, игрища такие как « Гори-
-гори ясно», «Лапта», « Салочки». В эти игры с удовольствием играют и современные дети.
Игры издавна служили средством самопознания,воспитания доброты, благородства, взаимовыручки, обучения и психологической разгрузкой. Герои русских народных сказок всегда отличались недюжинной силой, смекалкой. Например, Финист-Ясный Сокол.
До сегодняшнего дня сохранились традиции проводить такие праздники как Масленница, Пасха, Рождество, колядки...
Во всех русских народных сказках мы видим уважительное отношение к людям старшего
возраста, заботу старших детей о младших, так как часто семьи были многодетными.
Обряды: глубокий поклон в пояс родителям, обращение молодых за благословением на брак или на дальнюю дорогу. Слова обращения: батюшка родимый, матушка, маменька, нянюшка и т. д. Вспомним сказку «Морозко». Иван не захотел поблагодарить старичка-лесовичка...
«Пусть тебе медведь в пояс кланяется...» и поплатился за это.
На ярких примерах дети видят как происходит исправление героев путем совершения добрых дел.Несмотря на некоторые отрицательные черты персонажей, они все-таки любимы детьми. Например, Волк-зубами щелк, Серенький Волчок, Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, мишка косолапый, Михайло Иванович.
Сказка учит нас этикету, вежливому обращению друг к другу, послушанию и уважению родителей. Например, сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Волк и семеро козлят».Все герои приходят на помощь только тогда, когда , вопреки своему характеру, меняются сами. Аленушка стала вежливой: « матушка-речка», « яблонька милая», «печка-матушка».
На примере сказки «Репка» , малыш узнает о взаимовыручке, взаимопомощи; о том как печально закончилась история про непослушного Колобка, о козлятах, которые ослушались маму-Козу.
На формирование речи ребенка, конечно же оказывает влияние пословицы, поговорки, прибаутки.Кроме того, что они несут глубокий смысл,запоминаются как бы сами собой, мы используем их уже и во взрослой повседневной жизни, не задумываясь, откуда они к нам «пришли» : «Нет худа без добра», «При солнышке тепло, а при матери добро», «хлеб-всему голова», «Аппетит приходит во время еды», «Без труда не выудишь рыбку из пруда»,»Будешь долго мучиться-что-нибудь получится», « В тесноте, да не в обиде»,»Где
родился, там и пригодился», « Не хлебом единым жив человек» и многие другие. Это все называется НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, которую испокон веков чтили и хранили наши предки, завещали нам с вами.
В воспитательных целях широко используют народные сказки. В своей работе я использую театрализацию: различные короткие сценки с применением атрибутики,с внесением современного дизайна, что способствует глубокому и главное ненавязчивому запоминанию содержания , развитию воображаемого сюжета. Придумываем сказки(зачин, продолжение и т. д.).
Словесные дидактические игры способствуют развитию словарного запаса, подбор ласковых названий, обращений, звуковое сопровождение (голосом, звуками на музыкальных инструментах) .Игры с иммитацией движений. Придумывание рассказов «Как бы поступил в такой ситуации Колобок». В повседневной жизни использую пословицы и поговорки .
Настольный и кукольный театр помогает ребенку раскрепоститься, почувствовать себя актером или героем сказки,человеком более уверенным в себе. Психологические этюды также снимают напряжение, развивают речь с движениями « как шумит ветер», « как стучит дождь»,(дыхательные упражнения с использованием пальчиковой гимнастики).
Рассматриваем иллюстрации художников-сказочников: Евгения Рачева, Юрия Васнецова, Владимира Конашевича, Елены Поленовой, Ивана Билибина. Создаем выставки книг.
Много нового об оформлении сказок художниками, о самих художниках узнали после посещения библиотеки.
В группе создали небольшой русский мини-музей с привлечением родителей.В нем такие экспонаты как матрешки, лапти, колыбелька, печка, куколки -обереги, хохломские ложки, полочки, тарелочки, свистульки.Провожу праздник «Осенины». Водим хороводы, поем песни,, загадываем загадки, придумываем сами, дети готовят салаты из овощей.
Совместно с родителями отмечаем широкую масленицу , со скоморохами и настоящим самоваром. На прогулке играем в народные игры. Все свои знания и умения направляю на воспитание детей в духе русских народных традиций.
В работе использую русские народные сказки, песенки, потешки ,пословицы (хрестоматия), методическое пособие « развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников» Е.Якубовской, Н.Ереминой,Л.Иванищенко , Санкт-Петербург ,СпбАППО, 2008г. , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,Князева О., Маханева М., издательство Детство-Пресс, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
Доклад "Приобщение детей к русским народным традициям"
Духовно-нравственное воспитание у детей...
Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны....
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...
Консультация "Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей"
Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей...