Программа "Подросток в школе"
методическая разработка на тему
Этой программой могут воспользоваться как психологи,работающие в школе,так и классные руководители для проведения классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_v_shkole.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
AКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий
Лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития» ( Л.С.Выготский).
«Зона ближайшего развития» подростков предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами- формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются : сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми.
Общение со сверстниками - необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с «нормальным»( умным, доброжелательным, и нравственно воспитанным) взрослым.
Одно из возможных решений этой задачи- разработка личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее…Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах, работы, что объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
,
Программа « ПОДРОСТОК В ШКОЛЕ» предназначена для работы школьного психолога с детьми 10-14 лет и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в разных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того ,чтобы обеспечить подростка
средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы .Это связано, с одной стороны, с возрастанием у детей интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Развитие самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии у подростков.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ
Пробуждение интереса и развитие доверия к самому себе, основанное на понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера( таких, например, как склонность к лидерству, конфликтность, уступчивость, активность или пассивность, ответственность и т.д.), понимание разнообразия мотивов поступков других людей; а так же обучение навыкам самоорганизации учебной деятельности( в условиях недостатка времени, мотивации и т.д.)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Занятия проводятся в группах по 12 человек один раз в неделю. Продолжительность занятия – один час.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий необходимы папка для черчения или рисования, тетрадь, ручки, цветные карандаши.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает три блока:
1.Лидерство(2 занятия)
2.Конфликты(3 занятия)
3.Учимся учиться (самоорганизация учебной деятельности). (1 занятие)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Развитие уверенности в себе, улучшение взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми , лучшее понимание себя и других людей, улучшение настроения и повышение активности в школе, повышение успеваемости.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Проективные и рисуночные тесты, анализ успеваемости, беседы с учителями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы Всего Сообщение Практика |
1Введение.Процедура ознакомления с правилами 10 10 Лидерство.Занятие 1. 40 10 30 |
2.Лидерство. Занятие 2 45 20 25 |
3.Конфликты. Занятие 1 45 20 25 |
4.Конфликты. Занятие 2 45 15 30 |
5.Конфликты. Занятие 3 45 15 30 |
6.Учимся учиться (самоорганизация учебной деятельности) 45 30 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Краткое ознакомление с целью курса, прояснение ожиданий участников, введение правил
1)Добровольность участия при четком определении своей позиции
2)Не существует правильных или неправильных ответов, правильный ответ –тот, который на самом деле выражает твое мнение
3)Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п.Нельзя превращать занятие в классный час по разбору поведения кого-то
4)Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь на самом деле или просто врать
5)Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит
6)Конфиденциальность. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях.
БЛОК 1 «ЛИДЕРСТВО»
Занятие 1 .
Упражнение «Ветер дует на…»(для создания рабочего настроя в группе).
Слово лидер происходит от английского слова «вести», т.е. лидер-человек, который :1) знает, куда и как идти;2) умеет убедить и подвигнуть на это других.
Учащимся предлагается разбиться на подгруппы по 4 человека и обсудить вопрос, что привлекательного в том, чтобы быть лидером?
( Примерные ответы: уважение окружающих, зависть недругов, возможность делать так, как хочется, стойкость в неприятных ситуациях, собственное решительное поведение и настойчивость)
Каждая подгруппа озвучивает свой вариант ответа.
Второй вопрос для обсуждения в подгруппах: отрицательные стороны лидерства
(Примерные ответы: борьба за власть, зависть, интриги, повышенная ответственность за себя и за других, все ждут, что ты будешь на высоте, не прощаются промахи и т. д.).
Упражнение
«Слепой и поводырь».- делятся на пары, потом меняются ролями.
Обсуждение - что больше понравилось - быть ведущим или ведомым.
Тест – опросник «Есть ли у тебя лидерские способности?»(15 вопросов) – для самоанализа.
Занятие 2 .
Упражнение «Шум дождя»(для создания рабочего настроя в группе).
Сообщение ведущего:
«Короля делает свита». Будь ты хоть семи пядей во лбу - без людей, готовых пойти за тобой, ты - никто.
Человек-существо социальное. Большую часть жизни нам приходится проводить среди людей и от того, как складываются с ними отношения, зависит все – наши успехи настроение, и т.д.
Лидер – человек, который умеет ладить со всеми
Обсуждение в подгруппах: «Какими качествами должен обладать настоящий лидер»
1.Умеет найти подход к каждому.
2.Никогда не скучает, у него много идей и планов, никогда не отказывается от мероприятий.
3.Знает, что делать и как.
4.Не наслаждается властью, т.к. знает, что это явление временное.
5.Не забывает об окружающих, заботится о них, и справедлив.
6.Несет ответственность за себя и за других даже в самых неприятных ситуациях.
7.Всегда старается уладить конфликты.
8.Ни перед кем не заискивает, и не имеет любимчиков, ко всем относится ровно.
9.Всегда является примером, не показывает свою слабость.
Существует три типа лидеров:1) прирожденные;2)целенаправленные;3)ситуативные.
Ролевая игра:
(в парах)
Представьте себе, что вас оставили дома присматривать за младшим братом, родители вернутся не скоро, а он вас не слушается(не хочет убирать игрушки, разбрасывает вещи и т.д.).Постарайтесь убедить его, чтобы он вас послушался.
Одна – две пары могут продемонстрировать свой вариант перед всеми.
Если все легко получается- вы прирожденный лидер, если брат не слушается, не смотря на ваши старания и вас это раздражает,- скорее всего, вы целенаправленный лидер, а если на ваше настроение никак не влияет, слушаются вас или нет – вы ситуативный лидер.
Если вы уже поняли что лидером быть вам не дано, нет никакого повода для расстройства.
В коллективе ценится умение работать в команде. Для этого нужно обладать следующими качествами: отсутствие амбиций, лояльностью, коммуникабельностью, желанием работать и умением подчиняться. Кстати, не зря говорят: кто не умеет подчиняться, тот и руководить не сможет. О человеке, обладающем всеми этими качествами , обычно говорят, что он не последний человек в коллективе. Это значит, он имеет право совещательного голоса, при необходимости способен сам принять решения, т.е. стать условным лидером.
На языке терминов человека, умеющего работать в коллективе, называют активным ведомым
Есть еще несколько типов ведомых: пассивные ведомые, аутсайдеры, анархисты и наблюдатели.
Пассивный ведомый выполняет все, что скажут, но неохотно, без особого энтузиазма. Он никогда не выступает с предложениями, не принимает участия в общих делах, последним приходит и первым уходит из школы. На таких людей нельзя положиться, нельзя доверить им ответственное задание. Они незаметны или стараются такими казаться. Они , в принципе, незаменимы, когда работу, которую им предлагают, кроме них выполнить некому. А отказывать они не умеют, просто не умеют сказать нет.
Аутсайдер – последний человек в коллективе. Белая ворона. И команду аутсайдера не принимают, потому что он им не подходит, или просто не нравится. Аутсайдер – не лидер, но в другом месте и в других обстоятельствах может оказаться незаменимым членом команды. Часто он страдает от того , что его не понимают, не хотят с ним дружить.
Наблюдатель может быть и лидером и ведомым , но не проявляет качеств ни того ни другого. Он сам выбирает коллектив, но может так и не найти тот, в котором почувствует себя комфортно, и навсегда сохранит созерцательную позицию, а следовательно, окажется в одиночестве. Нельзя требовать от наблюдателя подчинения , иначе он может взбунтоваться и стать анархистом.
Анархист – по натуре прирожденный лидер, потерявший свой дар. В нем много энергии, но он не способен направить ее в нужное русло, на благо других и самого себя. Его истинная природа не позволяет ему подчиняться чужой воле, и поэтому он протестует всегда и по любому поводу. Он скрывает свои таланты, хотя не лентяй и обладает способностями. Анархиста часто можно найти в том коллективе, где людей собирают обстоятельства, а не общее дело или интерес. В сплоченной команде его никогда не встретишь.
Не каждый из нас способен взглянуть на себя со стороны, объективно оценить себя как личность. Психологические тесты позволяют взглянуть на себя безпристрастно, при условии, что человек, отвечающий на вопросы , будет предельно откровенен.
Тест « Кто ты по натуре – ведущий или ведомый».
БЛОК 2 «КОНФЛИКТЫ»
Занятие 3
Упражнение «Связисты».
Сообщение ведущего:
-Конфликты - столь же неизбежное явление в нашей жизни, как плохая погода, смена времен года, перебои в работе транспорта, отключение горячей воды и т.д.
Наверное, каждому из вас не так уж трудно будет вспомнить пример из собственной жизни, когда ему приходилось быть участником конфликтной ситуации ( или, по крайней мере, наблюдателем).
Обсуждение
А давайте вместе подумаем, отчего же люди ссорятся, конфликтуют, иногда даже дерутся и воюют друг с другом? (обсуждение в подгруппах по 4 человека, ответы записываются на доске, группируются по схожести мотивов).
Чаще всего называются ответы: обида, непонимание, что-то не поделили, грубость, неуважение, желание доказать свою правоту.
Психологи считают, что все конфликты между людьми происходят на почве столкновения их интересов. И для разрешения конфликта бывает очень важно понять, что же это за интересы.
Для выяснения этих интересов психологи пользуются схемой, которую предложил известный американский психолог А. Маслоу – схемой иерархии потребностей ( еще ее называют мотивационной лестницей). Вот какие ступеньки есть у этой лестницы:
- Физиологические потребности (еда, питье, и т.д.)
- Потребность в безопасности
- Потребность в принадлежности (к какой-то группе людей)
- Потребность в любви и уважении
- Потребность в реализации своих личностных качеств.
Очень важно иметь ввиду, что эти основные потребности являются универсальными и врожденными, а это значит, что они одинаково важны для всех людей, вне зависимости от возраста, социального статуса, национальности, образования, профессии и т.д.
Конфликт, как правило возникает, когда осуществлению потребности что-то препятствует или человек может так думать, хотя на самом деле это не так); либо, если кто-то стремиться удовлетворить свою потребность , но за счет ущемления чужих интересов.
В сложных случаях, когда людям не удается договориться и разрешить конфликт самостоятельно, они могут обратиться за помощью к «третьим лицам». Иногда разрешать конфликты приходится даже в суде. Вы, наверное, слышали, что существует «Конвенция о правах человека» и даже «Конвенция о правах ребенка», они служат урегулированию отношений между людьми. В этих документах как раз и закреплены все те потребности человека, о которых мы говорили.
Задание подгруппам:
Давайте сейчас и мы с вами попробуем составить свою «Конвенцию о правах 5-ти-классника» ( Задание выполняется в подгруппах, затем результаты обобщаются.)
Занятие 4
Сообщение ведущего:
На прошлом занятии мы говорили о том, почему случаются конфликты между людьми.
Но ведут себя люди в конфликте по-разному. Отчего же зависит «эмоциональный накал» ссоры? – Конечно, от характера участвующих в конфликте (а, точнее, от их вспыльчивости) и от того, насколько важны для участников конфликта затронутые в этой ситуации интересы.
Условно можно выделить три типа поведения в конфликте:1) уверенное,2) неуверенное и 3)грубое.
Задание подгруппам:
Подгруппам дается задание составить список из нескольких предложений, начинающихся словами « Я обижаюсь, когда…» (от каждой группы по 6-7 предложений).
Отмечается, что у многих получаются похожие варианты ответов, это говорит о том, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, когда обижаешь других людей.
Ролевая игра:
Из волшебного ящика все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половинках записаны: а) роль «обидчика», в чем состоит обида; б) роль «обиженного», как он реагирует на обиду, как ведет себя (уверенно, неуверенно, грубо).
Задача – соединить открытку вместе (найти свою половинку ) и разыграть сценку для всех. Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме , с подчеркнутым, акцентированным поведением. В этом упражнении можно использовать пальчиковые куклы. На подготовку выступления дается 10-15 минут. Затем каждая группа проигрывает свою сценку
Обсуждение:
После того как все выступили, проводится обсуждение: о чем говорят те или иные формы поведения. Обсуждается так же вопрос – в чем смысл реакции на обиду?
-стремление «сохранить лицо» или «чувство реванша».
Составляются и записываются на доске и в дневниках эффективные и неэффективные способы выражения обиды, досады. Для оценки эффективности можно спросить у
обидчика, что он чувствует, когда ему отвечают уверенно, грубо и неуверенно.
Задание:
В конце занятия участникам предлагается нарисовать рисунок на тему «Я и моя обида» (в конкретной или абстрактной манере).
Занятие 5
Сообщение ведущего:
Вряд ли среди нас найдутся люди, которые никогда ни с кем не ссорились, и все же в жизни одних людей конфликты случаются почти постоянно, а для других это большая редкость.
Есть люди, конфликтные по своей натуре. Перепалка-это их стихия. Они любят спорить и отстаивать правду (как им кажется). Им не свойственно разграничивать тех, с кем можно и нужно спорить и с кем этого делать не стоит. Никогда первыми не прекращают спор, даже если чувствуют, что не правы. Они считают, что если уступят хоть на йоту, покажут слабость характера.
Неконфликтные люди предпочитают выжидать и наблюдать со стороны. Такая позиция чревата тем, что они когда-нибудь не смогут дать отпор обидчикам, когда это будет необходимо. Многие просто могут подумать о таком человеке, что он просто очень робкий и неуверенный, и его можно безнаказанно обижать и унижать.
Третий тип – люди с хорошей степенью самообладания. Такого человека не назовешь вздорным. Он привык отстаивать свою точку зрения, но может остановиться и не потерять
самообладания. При внешнем согласии может в глубине души оставаться при собственном мнении.
Тест:
«Конфликтный ли ты человек?» (для самоанализа)
Сообщение ведущего:
Можно ли избежать конфликта? Наверное, иногда это возможно, если стараться понять позицию другого человека, чего он на самом деле хочет. Ведь может оказаться, что ваши интересы не так уж расходятся.
Но, допустим, вы уже в ссоре, при чем эта ссора не сулит ничего хорошего ни вам, ни другой стороне. Примирение необходимо, и чем скорее, тем лучше. Как помириться?
Для начала следует выяснить, кто виноват в этой ссоре. Бывает так, что виноваты обе стороны, но никто не хочет взять вину на себя.
Обсуждение в подгруппах:
«Какие варианты примирения можно подсказать поссорившимся людям?
К примирению есть много путей. Можно, к примеру, если очень стесняешься, написать записку с предложением помириться. Скорее всего, другой человек обрадуется такому предложению. Такой поступок говорит о духовной силе того, кто первым делает шаг к примирению. А лучше всего просто подойти и сказать то, что нужно, а проще говоря, повиниться. Не следует ждать инициативы от другого, лучше сделать это самому. И постараться не ставить при этом никаких условий.
Задание в парах:
Попросить прощения тремя способами( от имени неуверенного, уверенного и грубого человека).
Обсуждение:
А если разгорается ссора в компании? – Можно попытаться обратить все в шутку, перевести разговор на другую тему, отвлечь внимание спорщиков каким-то необычным действием или фразой, чтобы дать им время немного остыть и прийти в себя. Важно помнить, что не стоит вообще затевать спор, если в компании есть вспыльчивый человек, иначе ссора будет практически неизбежна.
А вообще, лучший способ примирения - общее дело!
Сообщение ведущего:
Теперь мы знаем, как лучше всего вести себя в конфликте, но на деле это может оказаться не так просто! Почему? – А потому, что иногда мешает очень сильное чувство обиды!
Копить обиды очень вредно. Древние мудрецы говорили, что гневаться на кого-то означает наказывать самого себя за чужие проступки. Да и жалость к самому себе пользы не приносит.
Обсуждение: Как же не накапливать обиды, вовремя избавляясь от них?
Упражнение:
« Копилка обид»: Нарисовать копилку и поместить в нее все свои обиды (или описать), потом решить, что с ней делать. В обсуждении этого задания поддерживаются предложения рвать записки с обидами, отпускать их в небо, по течению реки, смывать обиды, стоя под душем и т.д.
БЛОК 3 «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ».
(САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Занятие 6
Упражнение: «Счет без троек»
Обсуждение:
Трудно ли было сохранять внимание, что мешало?
Сообщение ведущего:
Лучший способ стать внимательнее – это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.
У индейских охотничьих племен, для которых развитие внимания жизненно важно, распространены такие игры: два или несколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдают предмет, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить как можно большее число деталей.
Для современного человека можно предложить другой вариант: проходя с другом мимо витрины(или полки) в магазине, постараться запомнить как можно больше подробностей, соревнуясь, кто больше запомнит.
Может ли человек управлять своим вниманием?
Подумайте:
1)Умеете ли вы концентрироваться на активную деятельность?
2)В каком состоянии предпочитаете включаться в работу?
3)Утром или вечером, до или после прогулки, выспавшись или без отдыха?
4)Легко ли вам было ответить на эти вопросы?
Наверное, не каждому уже удалось «нащупать» свое состояние готовности к работе.
А ведь без этого умения все наши самые замечательные способности и умения останутся нереализованными. Сколько людей стали неудачниками только из-за своей разбросанности, несобранности, отсутствия четкой самоорганизации.
Многие великие люди использовали очень причудливые способы настроя на работу.
Дени Дидро для вдохновения срывал с головы парик, подбрасывал его, топал ногами. Итальянский композитор Чимароза приглашал полный дом друзей и писал в перерывах между разговорами. Знаменитый баснописец Лафонтен писал свои басни лишь при сильном дожде, часами расхаживая по улицам, читал во весь голос стихи, спорил сам с собой. Композитор и дирижер Сарти работал ночью, в глубокой тишине, в большой пустой комнате, при тусклом свете лампад. Мейербер любил сочинять музыку, устроившись на чердаке, особенно в непогоду. Мы с улыбкой называем эти привычки причудами великих людей, а между тем, к подобному поведению творческих людей нужно отнестись вполне серьезно. Так или иначе, они нашли индивидуальные, присущие только им , пусть не совсем обычные, но зато эффективные методы настроя на работу.
Так можно ли научиться концентрировать внимание, сосредотачиваться?
Да, можно, и ученые это точно установили. Но, чтобы овладеть этими методами,
Нужно четко понять, что это вам необходимо.
Ученые провели опыт: кошке подсоединили датчик, и, при определенных условиях (например, учащенном сердцебиении) кошке давалась еда. В результате кошка научилась менять свое состояние в любое время суток.
Оказывается, и человек обладает такой способностью – вызывать у себя определенные состяния, просто потренировавшись настраиваться. Причем, у всех испытуемых пути были разными. Каждый ищет то, что подходит именно ему.
Задание:
Вспомните упражнения, которые мы делали в начале каждого занятия, все они были нацелены на создание рабочей атмосферы. Какое из заданий вспомнилось вам в первую очередь? А какое понравилось больше всего? Возможно, это и будет вам подсказкой. В каких-то упражнениях главной была возможность подвигаться, в других - активное общение, или внимание к звуковым сигналам. А для кого-то подходящими оказались бы задания, использующие зрительные образы (рисование или написание текста). Рекомендовать здесь можно одно – ищите себя.
Конечно, нам трудно в реальной жизни повторить какое-то конкретное состояние сознательно, т.к. состояний много и мы их не запоминаем. (в эксперименте звонок помогал зафиксировать однажды найденное).
Обычно внимание человека уходит на то, чтобы воспринимать окружающий мир. На анализе внутренних состояний человек занимается редко, считая , что от него в этой ситуации мало что зависит.
Однако научившись концентрироваться на себе, мы научимся управлять собой, т.е. вызывать у себя такие состояния, которые необходимы нам в данный момент.
На такую тренировку нужно время. А как помочь себе уже сейчас?
Если пора приступить к занятиям, а в голову лезут посторонние мысли?
Берем в руки ручку, и тянет рисовать машинки или узорчики?
Не страшно, говорят психологи, рисуйте дальше, постепенно переключаясь на домашнее задание! – Просто напишите расписание в дневник, или домашнее задание, или подумайте, что в вашем рисунке напоминает вам о каком либо предмете, и через несколько минут вам захочется заглянуть в учебник!
А кому-то может помочь «Эхо-магнит»: это простейший самогипноз. Повторяйте про себя
«Я могу писать…Я могу писать…Я могу писать…Я пишу!...Я пишу!...»-8-10 раз,потом шепотом по нарастающей, а затем расслабиться, ни о чем не думать, ну и пусть, потом снова повтрить-появляется побуждение начать работать-снова расслабиться, и еще раз повторить – состояние снова вознобновится-«Я спокоен, мне легко, я работаю». Через несколько минут вы действительно приступите к работе.
А если никак не удается успокоиться – берите ручку и пишите, что угодно, не останавливаясь, любые слова и отрывки, приходящие в голову (даже не читая написанное)
Даже если это пустая работа, она не пропадет даром – это врабатывание.
Известно, что Станиславский использовал для актеров метроном – разные темпы по-разному влияют на наше состояние. Можно для этих целей использовать музыку., если вы знаете. Что эта музыка помогает вам собраться (однако, нужно учесть, что ритмичная музыка может и утомить, и вывести из рабочего состояния. Фоновые негромкие звуки активизируют нервную систему.
Так же активизирует умственную деятельность манипулирование пальцами
Упражнение для пальцев: «На двери висит замок…»; «Шива едет на быке» и др.
Пример упражнений для развития внимания: «Муха», «Корректура текста»
А как правильно выходить из работы
Надо помнить, что внимание колеблется каждые 2-3 минуты, поэтому рекомендуется время от времени менять темп деятельности, минут через 30-40 делать перерыв (можно с гимнастическими или танцевальными движениями). А через 90 минут можно уже и попить чаю!
Овладев подобными приемами, вы сформируете у себя особое умение – организовать процесс усвоения любых знаний!
Министерство образования России
Территориальное управление образования Приморского района
ПМС-Центр Приморского района
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Кафедра психологии Директор ПМС-Центра
СПб ГАПО Приморского района
Зав. Кафедрой психологии __________________И.Ю. Случаева
__________________А.К. Колеченко
«____»_____________2007 г
«____»___________________2007 г
Педсовет ПМС-Центра
______________________
« ____»____________2007 г.
ПРОГРАММА
«ПОДРОСТОК В ШКОЛЕ»
Составитель:
Анисимова Е.В.
Педагог-психолог
ПМС-Центра Приморского района
Санкт-Петербург
2007 год
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 3
ЦЕЛИ 3
ЗАДАЧИ 3
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ 3
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ 4
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 4
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ЛИДЕРСТВО. ЗАНЯТИЕ 1 6
ЛИДЕРСТВО. ЗАНЯТИЕ 2 6
КОНФЛИКТЫ ЗАНЯТИЕ 3 7
КОНФЛИКТЫ. ЗАНЯТИЕ 4 8
КОНФЛИКТЫ. ЗАНЯТИЕ 5 9
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ ( самоорганизация учебной деятельности) . 10
ЗАНЯТИЕ 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...