Особенности образовательной работы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья по теме
Предварительный просмотр:
Е.С. Ранговская,
магистрант
ИППО ГОУ ВПО МГПУ
Научный руководитель
Т.А. Куликова, к.п.н., профессор
Особенности образовательной работы в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Основной чертой современного специального образования является направленность на укрепление здоровья, социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Обеспечение и реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития.
Актуальность проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования. По статистическим данным Всероссийского ортопедического центра на 2011 год нарушения опорно-двигательного аппарата среди дошкольников обнаружено у каждого третьего ребенка. Таким детям противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро переутомляются, жалуются на боли в ногах, спине. Дети с особенностями психофизического развития в силу имеющихся нарушений, как правило, оказываются в группе людей, испытывающих трудности в социальной адаптации.
Мы опираемся на опыт детского сада компенсирующего вида № 1044 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата СЗОУО г. Москвы. В дошкольном учреждении предпосылки к успешной социальной адаптации детей формируются с помощью создания развивающей среды, организации работы с семьей, построения доброжелательных отношений между педагогами и детьми, реализации общеобразовательных и специальных программ. Целью интегрированного образования в дошкольном учреждении является создание условий для социальной адаптации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, оказание педагогической, медицинской, психологической, логопедической и социальной помощи.
К настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К. А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И. Мамайчук, И.И.Панченко, Э.С. Калижнюк и др.) [3;5]. Для таких детей характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, более 30% детей 4-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание.
В работе с такими детьми важную роль играет эмоциональный настрой детей на занятие, их желание активно работать, способность проявлять волевые усилия для достижения цели. К таким детям требуется индивидуальный подход и щадящий режим. В связи с этим в детском саду выработалась четкая система методической работы, направленная на построение доброжелательных отношений между всеми участниками педагогического процесса. На педагогических советах, консультациях, круглых столах, семинарах, обсуждаются вопросы общего, индивидуального развития детей; с помощью промежуточной, итоговой диагностики ведется анализ усвоения детьми программных задач; на основе полученных результатов строится воспитательно-образовательная и коррекционно-оздоровительная работа.
На сегодняшний день не существует Программы для ортопедических детских садов, что существенно затрудняет работу дошкольного учреждения, в частности, по вопросам проведения мониторинга. Каждое дошкольное учреждение разрабатывает для себя систему работы самостоятельно. Основой для построения воспитательно-образовательной работы в группах является уровень развития детей, заданный в общеобразовательной программе дошкольного образования, парциальными программами, технологиями с учётом индивидуальных особенностей детей, а главным фактором построения – учет состояния физического здоровья детей и их возможностей. Организация непосредственно образовательной деятельности осуществляется через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Специфика сопровождения ребенка в дошкольных учреждениях компенсирующего вида такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.
Тесное взаимодействие педагогов и медиков в воспитательно-образовательной и коррекционно-оздоровительной работе в группах проявляется в следующем: важным требованием при составлении режима является соблюдение объема учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. Работа с детьми строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности. Время, отведенное для образовательной деятельности ребенка разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов. При составлении режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей, которая строго регламентирована. Режим составляется с учетом внедрения здоровье сберегающих технологий (ЛФК, массаж, аромотерапия, закаливающие мероприятия, физические паузы между образовательной деятельностью, смена посадочных мест, двигательные досуги, праздники, неделя игры и игрушки, зимних игр и забав и др.), предусматривает четкую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности детей, их физический и психоэмоциональный статус.
Коррекционная работа начинается утром, до завтрака проводится массаж, гидромассаж стоп ног, с целью профилактики и коррекции плоскостопия, физиотерапия и др. процедуры, утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики. В утренние часы большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе, но сам воспитательно-образовательный процесс, строится так, что становится возможным проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. На утренней и вечерней прогулке оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, проведении подвижных игр различной двигательной активности, индивидуальной работы по физическому развитию. После дневного сна проводится азбука пробуждения, которая включает в себя физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами и дыхательной гимнастикой, ходьбу по ортопедической дорожке.
Педагогический коллектив работает над повышением профессиональной компетентности по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, обучению детей навыкам общения и взаимодействия со сверстниками. Доброжелательное отношение к ребенку сочетается с разумной требовательностью со стороны взрослого.
Основной своей задачей во взаимодействии с семьей, мы считаем формирование у родителей доброго, оптимистического взгляда на будущее ребенка. Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Это происходит потому, что одни родители, хотя и замечают некоторые особенности психического и речевого развития ребенка, не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как малыш будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Третьи полагают, что болезнь всегда накладывает отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Любое из этих мнений свидетельствует, что многие взрослые не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Часто в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, складываются сложные внутрисемейные взаимоотношения. В таких семьях, как правило, развивается специфический вид взаимоотношений, когда больной ребенок становится «эпицентром» жизни всей семьи. В большинстве семей наблюдается симбиотическая связь с ребенком, проявляющаяся в стремлении родителей удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего их ребенка. В повседневной жизни родители таких детей сталкиваются с множеством проблем, и, безусловно, нуждаются в психологической помощи и поддержке. Как показывают исследования А.Д.Кошелевой, А.Б.Орловой, В.И.Слободчикова, ослабление эмоциональных контактов взрослого и ребенка порождает у него страх, агрессивность, недоверие к миру, к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, учиться. Пессимистические настроения, бытующие в сознании взрослого сообщества, обусловленные условиями их социальной и материальной жизни нередко «оседают» и в сознании детей. Ребенок чувствует враждебность мира по отношению к себе, свою не успешность и социальную не адаптивность. Особенно это ощущают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: консультации, круглые столы, индивидуальные беседы, практические советы, спортивные и музыкальные праздники, досуги, творческие задания, функционирует клуб «Школа здорового ребенка», задачи которого - формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, оказание помощи родителям в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка. Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение психолого-педагогических гостиных, в которых принимают участие дети, родители и воспитатели группы. Родители благодаря этим встречам учатся по-новому играть с детьми, понимать их. Участники гостиной совершенствуются в навыках конструктивного общения, имеют возможность реализации совместной деятельности. В процессе совместной игры, дети испытывают огромную радость от общения, а родители узнают игры и методики, которые могут в дальнейшем самостоятельно применять дома для развития детей.
К сожалению, пока не все родители готовы к тесному сотрудничеству с дошкольным учреждением и способны правильно понимать, чувствовать и принимать внутренний мир своего ребенка таким, какой он есть. Они не интересуются вопросами воспитания и развития детей, не принимают участие в организуемых педагогами мероприятиях, с трудом идут на контакт со специалистами дошкольного учреждения, формально относятся к выполнению заданий.
Мы понимаем, что роль семьи в коррекционно-оздоровительной работе трудно переоценить, поэтому в своей деятельности мы стремимся привлечь родителей к сотрудничеству и активному участию в воспитательно-образовательном и коррекционном процессе.
Литература
- Бабенкова Е. А. Работа воспитателей в ДОУ компенсирующего вида (в т. ч. для детей с нарушением ОДА)./ Е. А. Бабенкова// Воспитатель ДОУ. – 2008. – № 2. с. 13 – 16.
- Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата// сост. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 186 с. – Глава 4.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений // сост. Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. – Раздел 3.
- Сапрыкина Л.И. Коррекционно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста./ Л.И. Сапрыкина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – №12. – с. 23 – 25.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС – 2004. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательно-образовательной работы средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата на апрель месяц 2013 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 103 «Тургай» План воспитательно-обра...
Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...
Коррекционно-оздоровителдьная работа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа...
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".
Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения.
На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями физического и психического з...
Особенности пальчиковой гимнастики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Консультация для родителей как правильно проводить пальчиковую гимнастику для детей с НОДА....