Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями в здоровье
статья по теме
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель дошкольного отделения
МС (к) ОУ VIII вида
Митрофанова Е.В.
Здоровьесберегающие технологии
в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив, работая по программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» поставил перед собой три основные задачи:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, которую можно разделить на три подгруппы:
- Организационно–педагогическая деятельность, определяющая структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующая предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогическая деятельность, связанная с непосредственной работой с детьми;
- Учебно-воспитательная деятельность, которая включает программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков (работа воспитателей, учителей - дефектологов, учителей-логопедов, педагога – психолога и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей).
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в дошкольном учреждении;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего дошкольного отделения осуществляется по нескольким направлениям.
1. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, в соответствии с ФГОС, СаНПиН и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
3. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного отделения.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении.
Использование в режиме дня:
- отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
- различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
- комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течении дня, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т.п.);
- физкультурных занятий всех типов;
- оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
А) Здоровьесберегающие технологии, сохранение и стимулирование здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, от 2 до 5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, место и время ее проведения. В нашем дошкольном отделении, в связи особенностями детей, мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом помещении, в зависимости от психического состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. В нашем учреждении создан специальный релаксационный кабинет.
Пальчиковая гимнастика - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 – 5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут.
Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно– оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно– оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Б) Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия – 2 – 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 минут.
Младший возраст – 15 – 20 минут.
Средний возраст – 20 – 25 минут.
Старший возраст – 25 – 30 минут. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение и сделать влажную уборку.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемии, в осенние и весенние периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
В) Коррекционные технологии:
Музыкальное воздействие - в различных формах физкультурно–оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 раза в месяц (проводит педагог – психолог) в зависимости от поставленных целей. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочее.
Сказкотерапия – 2 – 4 занятия в месяц по 30 минут начиная со старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Воздействие цветом – правильно подобранные цвета интерьера в нашем учреждении снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
3. Взаимодействие нашего дошкольного отделения с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
4. Конечные результаты:
- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
- внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении и семье;
- формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
- обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
- Богуславская З. И. Подвижные игры для детей дошкольного возраста; М.: Учпедгиз, 1977. - 154 c.
- Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие; М.: Академия, 2006. - 224 c.
- Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка; М.: Просвещение, 1981. - 127 c.
- Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
- Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002.
- Никитин, Б.П.; Никитина, Л.А. Резервы здоровья наших детей. Мы и наши дети; М.: Физкультура и спорт, 1990. - 221 c.
- Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
- Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.
- Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
- Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009.
- Шалаева, Галина Грамота с мамой; М.: АСТ, 2009. - 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...
Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
quot;Здоровьесберигащие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...
Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...
Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В России зафиксировано увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.Первой и наиболее важной ступенью ...