Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями в здоровье
статья по теме

Митрофанова Екатерина Владимировна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель дошкольного отделения

 МС (к) ОУ VIII вида

Митрофанова Е.В.

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей,  поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив, работая по программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта»   поставил перед собой три основные задачи:

  1. сохранить здоровье детей;
  2. создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  3. обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, которую можно разделить на три подгруппы:

  1. Организационно–педагогическая деятельность,  определяющая структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующая предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. Психолого-педагогическая деятельность, связанная с непосредственной работой с детьми;
  3. Учебно-воспитательная деятельность, которая включает программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков (работа воспитателей, учителей - дефектологов, учителей-логопедов, педагога – психолога и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей).

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  1. направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  2. комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  3. созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в дошкольном учреждении;
  4. формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего дошкольного отделения осуществляется по нескольким направлениям.

1. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок,  в соответствии с ФГОС, СаНПиН и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

          3. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного отделения.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении.

Использование в режиме дня:

  1. отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  2. различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
  3. комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течении дня, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т.п.);
  4. физкультурных занятий всех типов;
  5. оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

 А)  Здоровьесберегающие технологии, сохранение и стимулирование здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, от 2 до 5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, место и время ее проведения. В нашем  дошкольном отделении, в связи особенностями детей, мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом помещении, в зависимости от психического состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. В нашем учреждении создан специальный релаксационный кабинет.

Пальчиковая гимнастика -  с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 – 5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно–   оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно–   оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

       Б)  Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия – 2 – 3 раза в неделю в спортивном или  музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 минут.

Младший возраст – 15 – 20 минут.

Средний возраст – 20 – 25 минут.

Старший возраст – 25 – 30 минут. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение и сделать влажную уборку.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемии, в осенние и весенние периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

В) Коррекционные технологии:

Музыкальное воздействие - в различных формах физкультурно–оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 раза в месяц  (проводит педагог – психолог) в зависимости от поставленных целей. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочее.

Сказкотерапия – 2 – 4 занятия в месяц по 30 минут  начиная со старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Воздействие цветом – правильно подобранные цвета интерьера в нашем учреждении снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

3. Взаимодействие нашего дошкольного отделения с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

  1. формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  2. внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном отделении и семье;
  3. формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  4. обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
  2. Богуславская З. И.  Подвижные игры для детей дошкольного возраста; М.: Учпедгиз, 1977. - 154 c.
  3. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие; М.: Академия, 2006. - 224 c.
  4. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  5. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка; М.: Просвещение, 1981. - 127 c.
  6. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002.
  8.    Никитин, Б.П.; Никитина, Л.А. Резервы здоровья наших детей. Мы и наши дети; М.: Физкультура и спорт, 1990. - 221 c.
  9. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  10. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.
  11. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  12. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
  13. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009.
  14. Шалаева, Галина Грамота с мамой; М.: АСТ, 2009. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

quot;Здоровьесберигащие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...

Использование инновационной здоровьесберегающей технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В России зафиксировано увеличение  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.Первой и наиболее важной ступенью ...