Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rukovodstva_syuzhetno.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Сюжет
– главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание сюжетно-ролевой игры
– это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят
задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-дельных детей.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;
- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;
- распределить роли, согласовать замысел;
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
- наблюдение за игрой детей;
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;
- создать игровую ситуацию;
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....
примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...
Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...