Педагогический опыт в рамках ГЭП
методическая разработка по теме

Знаменская Наталья Владимировна

 

"Познавательно-речевое развитие,  как один из аспектов антропологической модели психологического здоровья"

 

С 2009 года мы начали тесно сотрудничать с институтом детства РАО и вступили в новую стадию развития нашего детского сада – это участие в экспериментальной площадке по теме: «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в детском саду».

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Многие из родителей считают, что развитая речь – как максимум это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, а как минимум - это умение рассказывать стихи. Но это не так. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – это этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу.

Первым этапом в выборе подтемы экспериментальной работы и форм взаимодействия с семьей было проведение родительских собраний в каждой группе с выступлением различных специалистов: заведующей, ст. медсестры, психолога, воспитателей.  Мы познакомили родителей с темой эксперимента, для них была приготовлена анкета запросов, интересов и пожеланий при организации  образовательных услуг в детском саду (Приложение 1).  

 

Вторым этапом работы было проведение психолого-педагогической диагностики познавательно-речевого уровня развития детей 

 

Третьим этапом – было проведение обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно проводилось по следующим разделам: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и проводится воспитателями   

 

По результатам обследования мы увидели актуальную проблему наших воспитанников – речевое развитие.  После обработки родительских анкет оказалось, что очень многих родителей волнует та же  проблема.

В результате проведенной работы, мы выбрали направление нашего эксперимента: «Познавательно-речевое развитие детей как один из аспектов антропологической модели психологического здоровья дошкольников»

В педагогическом коллективе было создано методическое объединение по экспериментальной работе из числа высококвалифицированных работников. В состав методического объединения вошли: заведующая – руководитель методического объединения, старший воспитатель – ответственный за ЭР, старший воспитатель – педагог-организатор ЭР, педагог-психолог – специалист по психологическому сопровождению ЭР, воспитатель ФИЗО – специалист по физическому сопровождению ЭР, музыкальный руководитель – специалист по музыкальному сопровождению ЭР.. 

Разработан план и этапы работы (Приложение 2) методического объединения с тематикой ежемесячных совещаний. Составлен график групповых и индивидуальных консультаций для педагогов, участвующих в ЭР.

 

Педагогами учреждения был оформлен банк сценариев, проводимых мероприятий: комплексные познавательно-речевые занятия  с детьми по каждой возрастной группе, музыкально-речевые досуги, физкультурно-речевые досуги, психологические досуги.  Опыт работы представлен в виде брошюр на первой межсетевой научно-практической конференции: «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»  19  февраля  2010 года.

 На базе учреждения  был организован проблемный круглый стол «Речевое развитие дошкольника в контексте представлений о психологическом здоровье», для участников нашей площадки. На нем обсуждались   вопросы: Что представляет собой проблема речевого развития детей с позиции антропологического подхода. 

В конце учебного года нами была проведена диагностика динамики познавательно-речевого развития, из которой мы увидели заметное улучшение. И это только начало.... 

Следующий этап в ЭР - это театрализованная игра, как один из аспектов развития связной речи дошкольников. 

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).  

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности -  жизни

Данные мероприятия не проходят без помощи родителей. Наши родители охотно участвуют в наших театрализациях, и не только в качестве зрителей, но и в качестве активных артистов - ведущих. Театрализованная игра проводится каждую 4 неделю месяца. Сценарии подбираются воспитателями с учетом образовательной программы и индивидуальных особенностей группы.

Представляем Вашему вниманию несколько фрагментов сценариев, проведенных с детьми в нашем учреждении. (Приложение 3-4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc34 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc494 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc652 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Уважаемые родители!

Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Ф.И. ребёнка _______________________________________________________________

2. Дата рождения (полная) ____________________________

3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)

  • на подготовку к школе
  • по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)
  • на патриотическое воспитание
  • на воспитание экологической культуры
  • на развитие речи
  • другое _________________________________________________________________________

4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду

  • изобразительное искусство (рисование)
  • танцевальный (хореография, ритмика, народные танцы)
  • развивающие занятия с психологом
  • другое (перечислите конкретно):

_________________________________________________________________________

5. Подчеркните темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году

  • Что надо знать о режиме дня
  • Как подготовить ребёнка к школе
  • Роль семьи в воспитании ребенка
  • Эмоциональные нарушения у детей
  • Воспитываем в ребёнке самостоятельность
  • Как развить творческие способности у детей
  • Как и чем занять ребенка дома
  • Как правильно общаться с детьми
  • Адаптация ребенка к условиям детского сада
  • Что должен уметь ребёнок этого возраста
  • Развитие речи ребёнка Вашего возраста
  • Возрастные кризисы детей

6. Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада:

  • в образовательном процессе _____________________________________________________
  • в воспитательном процессе ______________________________________________________
  • в работе с родителями ___________________________________________________________

7. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания и обучения ребёнка (подчеркнуть):

  • психолога
  • медицинского работника
  • воспитателя
  • другого специалиста___________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Приложение 3



Предварительный просмотр:

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...