Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения
материал по теме

Крючкова Светлана Леонидовна

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Итак, всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов

в практике дошкольного образовательного учреждения

Разговор об использовании метода проектов в практике ДОУ мне хочется начать вот с таких слов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Итак, всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция, которая в свою очередь может быть рассмотрена в трех направлениях: 

  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие речи детей;
  • продуктивная деятельность.

Каждый из этих направлений раскрывают определенные этапы работы, которые можете рассмотреть в схеме 1 «Направление интеграции».

Схема 1.

              Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектный метод предполагает интеграцию (которую мы уже разобрали) на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

А сейчас, для общего сведения, немного из истории, о возникновении метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но, возникает вопрос, для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные уже знания, и в то же время, новые знания, которые ему ещё предстоит приобрести.

Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.

И вот уже многим позже, некоторые известные педагоги, так или иначе, всё же стали касаться проблем педагогического проектирования. А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. Макаренко характеризовал «проект», «проектный метод» и «метод проектов» следующим образом:

Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания определенного проекта.

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Таким образом, на сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там нередко отключается разум.

И всем нам очень хорошо известно, что на сегодняшний день в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, республики в том числе, перемен в области просвещения, особенно актуальным становится реализация многих современных проектов. Конечно, согласно нашим социальным условиям жизни, нужно, даже, наверное, необходимо использовать в практике дошкольного воспитания метод проектов, но не «уходить в него с головой» и не «отключать» свой разум, как нас уже предупреждают, а работать с ним в меру.

Сейчас очень часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения дошкольников, хотя на поверку выходит, что речь идёт либо об интегрированном традиционном (по целям, приёмам, роли педагога и детей) учебном занятии, либо о каком-то общем мероприятии для педагогов, детей и родителей. С другой стороны, образовательная практика, в том числе и нашего города, уже накопила достаточно материалов в области проектирования, которые могут использовать педагоги как источник развития профессиональной деятельности.

Если говорить о проектировании в сфере образования, то важно заметить, что в настоящее время проектирование в образовании развивается в трёх направлениях. (см. схему 2. «Направления проектирования»)

Схема 2.

И всё же в дошкольной практике особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема ориентируемая на определенную деятельность и реализующаяся в течении определенного отрезка времени, так как по продолжительности проекты бывают:

  • краткосрочные (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
  • средней продолжительности (несколько месяцев);
  • долгосрочные (на протяжении всего учебного года).

Например, наш детский сад, на протяжении всего прошедшего года работал над реализацией проекта «Город, в котором я живу», приуроченный к 1000-летнему юбилею города. А в этом году, в связи с тем, что он объявлен «Годом семьи», начал работу над реализацией другого проекта, который называется «Моя дружная семейка».

Итак, проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей реализации в работе учителя начальной школы.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: (см. схему 3 «Этапы проектной деятельности»)

Схема 3.

Ну и конечно же, как и при подготовке какой-либо деятельности, в том числе и при подготовке проекта, необходимо разработать план работы. (см. схему 4 «Примерный план работы по подготовке проекта»)

Схема 4.

Примерный план работа по подготовке проекта

  1. Подготовка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (педагоги обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему занятий, игр, экскурсий и других видов детской деятельности.
  7. Задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (может проходить через любые виды деятельности).

Ну и немного о классификации проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт возникновения и разработки метода проектов (о котором я в вкратце упоминала в начале), можно выделить основные этапы. (см. схему 5 «Этапы разработки проекта»)

Схема 5.

В настоящее время проекты классифицируются (см. схему 6 «Классификация проектов»):

Схема 6.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов (см. схему 7 «Типы проектов»)

Схема 7.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. И поэтому, учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном, например, и словесном творчестве) и поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты (например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и прочие).

        Но несмотря на это, значимы конечно же и другие виды проектов. (см. схему 8 «Виды проектов»)

Схема 8.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей (см. схему 9 «Задачи развития»)

Схема 9.

Задачи развития:

А вот задачи исследовательской деятельности специфичны для педагогов каждого возраста. (см. схему 10 «Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте» и схему 11 «Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»)

Схема 10.

Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте

Схема 11.

Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте

Как мы теперь уже видим, что работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется по этапам проекта (см. таблицу 1 «Этапы проекта»)

Таблица 1.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

  1. Формирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта).
  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Формулирует задачу (не жестко)
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.

II этап

  1. Помогает в решении задачи.
  2. Помогает спланировать деятельность.
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.

III  этап

  1. Оказывает практическую помощь (по необходимости).
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
  1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Готовит презентацию

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Ну и в заключении мне хочется отметить, что умение пользоваться методом проектов – прежде всего показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения, воспитания и развития. Недаром эти технологии, в настоящее время, относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем обществе.

Используемая литература:

  • «Методист» №8, 2007 г., с. 66 – 68.
  • «Управление ДОУ» №7, 2006 г., с. 76 – 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для использования метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическу...

Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения

Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

Выступление из опыта работы ДОУ «Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения»

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в вы...

Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения

В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...


 

Комментарии