ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
консультация

Мельникова Светлана Михайловна

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Г. НОВОЗЫБКОВА

ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Подготовила:

заведующий МБДОУ №13 г. Новозыбкова

Мельникова С.М.

г. Новозыбков

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе "делания". Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов, активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С.Безруков, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, И.С.Якиманская и др.). Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

При проектировании важно опереться на технологии как объективную основу педагогического процесса, обеспечивающую достижение запланированных результатов. Существует противоречие между требованием гуманистического подхода к разнообразию форм, методов обучения и строгой определенностью технологического подхода. Снять противоречие позволит вариативно-технологический подход к проектированию педагогического процесса. "Проектировать -- составлять проект, т. е. план, замысел чего-либо" [Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. -- М.: Советская энциклопедия, 1983. -- 1600 с.]. Аналогично рассматривается проектирование в издании "Новые ценности образования", в котором приводится следующее определение: "Проектирование -- деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть" [Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -- М.: ИПИ РАО, 1995. -- 113 с, с. 76]. Методологические подходы к педагогическому проектированию раскрываются в работах Н.Г. Алексеева, Е.С. Заир-Бек, В.В. Краевского, М.М. Левиной, О.Г. Прикота, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Г.П. Щедровицкого. На основе анализа широкого поля работ Г.Е.Муравьева в своей докторской диссертации приводит следующую трактовку понятия. Проектирование -- деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких- либо человеческих потребностей [Муравьева, Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: дис. … доктора пед. наук. -- Шуя, 2003. -- 400 с, с. 198]. Важно отметить, что человек, исходя из своих потребностей, прежде всего рисует образ, который бы его удовлетворил, затем промысливает путь получения этого результата, потом осуществляет свой план материализованного воздействия на реальный мир, в результате которого и получается продукт, изделие, результат. Полноценное проектирование должно проходить несколько итераций в уточнении первоначального замысла.

Данная мысль подтверждается исследованием Н.Г. Алексеева, описывающего социокультурное проектирование, выращивающее принципиально новую мыследеятельность. Автор фиксирует его развертывание по схеме "замысел -- реализация -- рефлексия" [Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы / Н.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. -- М., 1994.].

Н.А. Алексеев приводит обобщенную схему проектировочной деятельности в педагогике:

1. Определение цели проектирования (целеполагание).

2. Выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).

3. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния).

4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по созданию проекта (рефлексия).

5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).

6. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование).

7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль).

8. Реализация проекта (внедрение).

9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися (оценивание).

10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция) [Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. -- Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. -- 216 с., с. 131].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем - ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте - являются полноправными участниками проекта.

Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. [Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.]. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки метода проектов [Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с]:

Этапы реализации проекта [Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2011. - 96 с.]

1 этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Формулирует проблему

1. Вхождение в проблему

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

2.Вживание в игровую ситуацию

3. Формулирует задачу (не жёстко)

3. Принятие задачи

2 этап

1.Помогает в решении задачи

1. Дополнение задач проекта

2. Помогает спланировать деятельность

2. Объединение детей в рабочие группы

3. Организует деятельность

3. Распределение амплуа

3 этап

1. Практическая помощь (по необходимости)

1. Формирование специфических знаний, умений и навыков

2. Направляет и контролирует осуществление проекта

4 этап

1.Подготовка к презентации

1. Продукт деятельности готовят к презентации

2.Презентация

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны 3взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

-нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

-недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

-низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности [Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-- М.: Мозаика -- Синтез, 2008. -- 112 с.].

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов"

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогиче...

презентация «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Дошкольное воспитание, как первая ступень образования, за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является мас...

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов ДОУ: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"

Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...

"Метод проектов в работе образовательных учреждений"

Материал предназначен для педагогов ДОУ, работающих в инновациронном режиме....

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возм...