Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения
методическая разработка (старшая группа) по теме
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей – улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного
возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например:
1. Знакомство с грузовой машиной.
2. Знакомство с автобусом.
3. Игра «Красный и зеленый»
4. Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваю стихотворения.
Например:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья!
(С. Михалков)
На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор.
На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве.
Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Я изучила требования программы по данной теме. Ознакомилась с методической литературой по темам:
- Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
- Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
- Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
- Как провести занятие с помощью макета улиц города.
- Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных
правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность, я ввела для родителей «Тетрадь-эстафету», в которой каждый родитель в начале и в конце года отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Был составлен план работы с учетом преемственности со школой. В плане отразилась как работа с детьми, так и с родителями.
Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например:
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,
Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз – погоди! А зеленый – проходи! (светофор)
На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу беседы:
Например:
В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на
улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования
городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить
трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу
детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о
переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках
ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети познакомились с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой
стороны, а где нет – по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу
движению транспорта).
2. Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах
полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
3. В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны
пользоваться только ими.
4. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем
переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
5. Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми,
предупредительными, не создавать помех движению.
6. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при
зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте
регулировщика.
7. Ожидать автобус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а
там где их нет – на тротуаре (обочине дороги).
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяла внимание знакомству с трудом водителей трамваев и автобусов. Объясняла, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.
Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Провожу совместные развлечения. Заставляю их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.
В дальнейшей своей работе я больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_pravilami_dorozhnogo_dvizheniya.doc | 1014.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66»Веселые нотки»
из опыта работы
воспитателя
Жарковой Е.Д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей – улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Я думаю, это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного
возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например: 1. Знакомство с грузовой машиной.
2. Знакомство с автобусом.
3. Игра «Красный и зеленый»
4. Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваю стихотворения.
Например: Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья!
(С. Михалков)
На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор.
На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве.
Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Я изучила требования программы по данной теме. Ознакомилась с методической литературой по темам:
- Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
- Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
- Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
- Как провести занятие с помощью макета улиц города.
- Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных
правилах дорожного движения. Оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность, я ввела для родителей «Тетрадь-эстафету», в которой каждый родитель в начале и в конце года отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Был составлен план работы с учетом преемственности со школой. В плане отразилась как работа с детьми, так и с родителями.
Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает где надо переходить.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например: Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,
Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз – погоди! А зеленый – проходи! (светофор)
На занятиях по ознакомлению с окружающим провожу беседы:
Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на
улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования
городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить
трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу
детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о
переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках
ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети познакомились с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой
стороны, а где нет – по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу
движению транспорта).
2. Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах
полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
3. В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны
пользоваться только ими.
4. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем
переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
5. Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми,
предупредительными, не создавать помех движению.
6. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при
зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте
регулировщика.
7. Ожидать автобус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а
там где их нет – на тротуаре (обочине дороги).
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, я уделяла внимание знакомству с трудом водителей трамваев и автобусов. Объясняла, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.
Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Провожу совместные развлечения. Заставляю их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.
В дальнейшей своей работе я больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"
В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения
Перспективный план работы для разных возрастных групп...
Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....
«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....
КОНСПЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения у старших дошкольников (со здоровьесберегающим сопровождением) Тема: «Кто поможет на дороге?»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улицах города....
ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....
Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...