Бражкина Д.А. Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников
статья по теме
Бражкина Д.А. Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников// Дни науки – 2009: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции студентов и аспирантов. – Калининград: Изд – во РГУ им. И.Канта, 2009. – Вып. 5. – С. 7 – 13.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Brazhkina.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние уровня развития общения на взаимоотношения дошкольников.
Бражкина Д. А.
Научный руководитель: Митина Ю.С.
Институт Современных Образовательных Технологий 4 курс
направления 540600 Педагогика
Профиль: Детская практическая психология
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. [1]
В детских дошкольных учреждениях не всегда обращается внимание на сформированность уровня развития общения детей. Воспитатели не всегда достаточно адекватно отмечают непринятых, отвергнутых и не всегда правильно определяют в коллективе популярных детей. Для улучшения общения сверстников, для дальнейшего установления более гуманных взаимоотношений между сверстниками необходимо для начала изучить взаимоотношения детей в группе детского сада. [2]
1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Мы в своей работе, которая проводилась на базе МДОУ ЦРР д/с № 20 «Родничок» г. Светлогорска, использовали социометрию «Капитан корабля». [3]
Социометрия проводилась в четырёх старших группах. Детям был предложен рисунок корабля. Во время индивидуальной беседы ребёнку показывали рисунок корабля и задавали следующие вопросы:
Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял бы себе в помощники, когда отправился в дальне путешествие?
Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
Кого бы не за что не взял с собой в плавание?
Кто ещё остался на берегу?
Таблица 1
Результаты проведённой социометрии.
Группа | Статусные группы | ||||
«Звёзды» | «Предпочитаемые» | «Принятые» | «Непринятые» | «Отвергнутые» | |
Старшая «А» | 16% | 21% | 16% | 16% | 31% |
Старшая «Б» | 24% | 5% | 14% | 28,5% | 28,5% |
Старшая «В» | 10% | 35% | 20% | 10% | 25% |
Старшая «Г» | 5% | 30% | 25% | 25% | 15% |
Нами был определён коофициент взаимности (КВ.) в четырёх старших группах:
Старшая «А»: 46%
Старшая «Б»: 22%
Старшая «В»: 33%
Старшая «Г»: 52,4%
На следующем этапе необходимо определить уровень развития общения дошкольников.
Нами была разработана классификация, по которой можно определить уровень развития общения каждого дошкольника:
1.Низкий уровень:
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.
3 балла – очень пассивный: не общается со сверстниками, не участвует в играх, только наблюдает.
4балла - пассивный: мало общается со сверстниками, только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
Средний уровень:
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный, буду общаться – общается, позовут играть - пойдёт, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный, участвует в общении, играх, но сам не принуждает к этому других.
Высокий уровень:
8 баллов - активный: идёт на контакт, общается, играет в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры.
9 баллов - очень активный, активен в общении, участвует в играх и сам вовлекает сверстников в игры.
10 баллов - сверхактивный: постоянно тормошит сверстников, вовлекая в общение, игры.
Наблюдение проводилось в старших группах, в свободное время в группах и на прогулках до обеда и после тихого часа. Дети находились в привычной для них обстановке, экспериментатор был им знаком. И они свободно себя чувствовали при нём. Наблюдение велось за каждым ребёнком, результаты записывались в бланк наблюдения. Данные по всей группе, заносятся в таблицу. Определяется процентное соотношение уровней развития общения во вех группах.
Таблица 2
Уровни развития общения.
Группа | Уровень развития общения | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Старшая «А» | 42% | 32% | 26% |
Старшая «Б» | 43% | 33% | 24% |
Старшая «В» | 25; | 30% | 45% |
Старшая «Г» | 25% | 35% | 40% |
Также мы определили, какой статус занимаю дети с низким уровнем развития общения.
Проведённое наблюдение позволило нам сделать следующие выводы.
• Дети с низким уровнем общения в группе являются либо отвергнутыми, либо непринятыми.
• Наблюдение показывает, что эти дети очень часто находятся в одиночестве, они не стремятся к совместным играм, и если и начинают играть, то эти игры оканчиваются ссорами и драками.
• Дети с низким уровнем развития общения играют одни, они уходят подальше от остальных, что бы их никто не задел, не помешал их игре, они замкнуты и стремятся к уединению.
• Воспитатели часто считают детей с низким уровнем развития общения очень хорошими, тихими, детьми с которыми нет никогда проблем. И не стремятся, каким либо образом включать таких детей в совместные игры и занятия, а данным детям это необходимо.
После проведённой диагностики, выявления детей нуждающихся в помощи, мы провели коррекционные занятия, направленные на повышение уровня развития общения.
Коррекционные занятия разделены на три блока, что обеспечивает постепенное решение поставленных задач:
• первый блок - контактный. Обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решение проблемы. Используются развлекательные игры, предметные и подвижные игры.
• второй блок- коррекционно-направленный + обучающий.
Используется игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность).
• третий блок - развлекательный + обучающий + контрольный.
Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.
Мы выделили принципы построения занятий:
• принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации
(внутри упражнения. внутри занятия, внутри коррекционной работы)
• начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
В результате проведённой коррекционной работы мы отметили значительное улучшение во взаимоотношениях дошкольников. Нами были проведены контрольные диагностики уровня развития общения и взаимоотношения, полученные результаты были занесены в Таблицу 3, по которой мы можем сравнить уровень развития общения и взаимоотношения дошкольников до и после коррекционных занятий. С повышением уровня развития общения, у ребёнка меняется статус в группе, он становится активнее в совместных играх, продуктивнее становится совместная деятельность.
Таблица 3
Результаты проведённых диагностик
Имена детей | Статус ребенка, занимаемый в группе | Уровень развития общения | ||
До проведения коррекционных занятий | После проведения коррекционных занятий | До проведения коррекционных занятий | После проведения коррекционных занятий | |
Артём А. | «Отвергнутый» | «Отвергнутый» | «Низкий» (3 балла) | «Низкий» (3 балла) |
Матвей Р. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (5 балов) |
Йонас Ч. | «Непринятый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (5 балов) |
Артём Ш. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (6 балов) |
Виолетта З. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Настя К. | «Отвергнутый» | «Предпочитаемый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (7 балов) |
Лера Б. | «Отвергнутый» | «Отвергнутый» | «Низкий» (2 балла) | «Низкий» (2 балла) |
Владик Р. | «Непринятый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (5 балов) |
Даниил Л. | «Отвергнутый» | «Непринятый» | «Низкий» (2 балла) | «Низкий» (4 балла) |
Никита Н. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Аня Г. | «Непринятый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (6 балов) |
Полина Е. | «Отвергнутый» | «Принятый»» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Катя Кр. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (6 балов) |
Анна Т. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Юля Ш. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Максим Д. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (5 балов) |
Александра А. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (6 балов) |
Лена А. | «Отвергнутый» | «Непринятый» | «Низкий» 2 балла) | «Низкий» (4 балла) |
Катя Р. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Ольга Х. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (5 балов) |
Максим С. | «Непринятый» | «Предпочитаемый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (7балов) |
Никита Ф. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (6 балов) |
Ян С. | «Отвергнутый» | «Принятый» | «Низкий» (3 балла) | «Средний» (5 балов) |
Маша М. | «Отвергнутый» | «Неприянтый» | «Низкий» (3 балла) | «Низкий» (4 балов) |
Алина К. | «Непринятый» | «Принятый» | «Низкий» (4 балла) | «Средний» (6 балов) |
На основе полученных результатов эмпирического исследования нами были сделаны выводы:
1.Когда общение находится на низком уровне, взаимоотношения дошкольников характеризуются неумением организовать совместную деятельность, пассивностью в совместных играх
2.При организации и проведении целенаправленной работы по развитию общения дошкольников, у них повышается активность в играх, продуктивнее становиться совместная деятельность.
Список литературы:
- Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет».-М.,1992г.
- Детская практическая психология: учебник / под ред.проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2007.- 253 с.
- Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология». - М. 2001г.-336 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей на тему "Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и их влияние на развитие мелкой моторики у дошкольников"
Анкета для родителей...
Динамика развития общения у старших дошкольников.
Динамика развития общения у старших дошкольников.(консультация для воспитателей)...
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....
Опыт работы учителя-логопеда по оформлению результатов диагностики уровней развития речевых умений старших дошкольников
Образец оформления учителем-логопедом результатов диагностики....
Влияние игры на формирование позитивных взаимоотношений дошкольников младшего дошкольного возраста.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....
Статья "Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения дошкольников"
В статье исследуется роль влияния сюжетно-ролевых игр на взаимоотношения детей дошкольного возраста. Исследование ведется через рассмотрение возрастных и психолого-педагогических особенностей детей до...
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста...