Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Черных Инна Николаевна

 

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

Считаю, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  1. личность педагога,
  2. характер его взаимоотношений с ребенком,
  3. закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от воспитателя самоотдачи, творчества, собственных решений.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

По моему мнению, основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  1. интересы и потребности детей,
  2. осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  3. индивидуальность каждого ребенка,
  4. средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Первоочередной задачей нашей работы была разработка программы направленной на определение содержания и видов деятельности с детьми, по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста:

  1. провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  2. разработать методические приемы для работы с детьми,
  3. использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.

Работа проводилась с детьми каждого возрастного периода, учитывали интересы, области познания, апробировали в работе новые рубрики:

  1. объединения детей по интересам,
  2. поисково-исследовательская деятельность,
  3. сотрудничество с родителями при организации длительных наблюдений за живыми объектами природы.

Учитывая опасения К.Ю. Белой  об отсутствии методик к образовательным программам по отслеживанию результатов развития ребенка, о некачественном методическом обеспечении диагностик, мы за основу показателей развития уровня знаний об окружающем мире взяли программные задачи и индивидуальные карты развития ребенка. Отслеживание результатов проводили в начале и конце учебного года.

Анализ работы позволил отследить результативность и динамику развития познавательной активности детей.

Результаты показали, что в процентном отношении наиболее высокими показателями являются знания детей по темам:

  1. Животные Земли – 94,4% - 100%,
  2. Животные Самарского края – 83,0% - 94,0%
  3. Инстинкты и способ жизни –61,1% -77,75%
  4. Динозавры - 44,4% -72,2%
  5. Культурные растения - 94,0% -100%

Незначительно отличается показатель по теме –

Растения Самарского края -38,8% - 66,6%.

Результаты индивидуальных карт развития ребенка показали:

Из 15 детей – 11 детей умеют работать в едином темпе и ритме с другими детьми, имеют хорошие знания о живой и неживой природе, о рукотворном мире.

Сравнительный анализ результатов количественной и качественной обработки данных показал, что целенаправленная работа, поисково-исследовательская деятельность с детьми, учет интересов дошкольников, позволяет добиваться высоких результатов в развитии познавательной активности дошкольников. Немаловажным моментом в такой работе является личность педагога. Если он выбирает творческий способ решения задач, взаимодействия с детьми, то сможет сформировать опыт творческой, познавательной активности детей.

По нашему мнению, можно говорить о развитии познавательной активности при определенных условиях:

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка , его интересы и возможности познания мира.

Система работы

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста.

Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.

Задачи:

  1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
  2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
  3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
  4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Работа построена с учетом методологических принципов:

  1. Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  1. Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
  1. Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
  1. Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
  1. Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Младший дошкольный возраст. “Помогаем ребенку познавать мир”.

Разработала перспективное планирование по разделу программы “Радуга”, основу которого составили энциклопедические данные, перечень объектов, к которым дети проявляют интерес, разработала новые рубрики и формы работы:

  1. материалы первых вопросов и ответов “Об организме”, “О сне” “О животных”, “О природе”, “О питании”.
  2. знакомство с “Умными вещами” (факультативная работа).
  3. перечень материалов и объектов для знакомства и закрепления знаний на занятиях и свободной деятельности детей.
  4. открытые мероприятия для педагогов дошкольных учреждений: домашние помощники - утюг, пылесос; игры “Одуванчики”, “Бабочки”; познавательный цикл “Знакомство с семьей, детским садом, поселком”.

Старший дошкольный возраст.

Годовое перспективное планирование - старшая, подготовительная группы, распределение материала по занятиям по познавательной деятельности, самостоятельная, игровая, факультативная работа с детьми.

Подбор информационного материала по разделам:

  1. “Все обо всем”,
  2. “Хочу все знать” по темам: “Медицина”, “Ремесла”, “Космос”, “Чудеса света”, “Человек”,
  3. Создание библиотеки “Почемучек”,
  4. Объединения детей по интересам: “Тайны часов”, “Уголок родного края”, “Юный математик”, “Химическая лаборатория”,
  5. Изготовление с детьми иллюстративной книги по детским вопросам.

Подготовила и провела открытые методические объединения по работе с детьми по интересам, занятие в старшей группе “Брейнринг”, “Живые барометры”, сюжетно-ролевую игру “На подводной лодке”.

Организовала мастер-класс с целью презентации педагогического опыта для педагогов дошкольного и начального звеньев.

Собрала и апробировала банк педагогических диагностик по познавательной деятельности.

Усовершенствовала региональным компонентом раздел программы “Радуга”:

  1. ознакомление с картой Приморского края,
  2. информационный материал “Моря и океана”, “Экология”,
  3. библиотечка приморских писателей,
  4. материалы по истории Дальнегорского района,
  5. китайские топонимы на территории Дальнегорского района,
  6. экскурсии с родителями по любимым местам, изготовление макета “Морское побережье”,
  7. знакомство с морскими животными через телепередачу “Жемчужина Приморья”.

Такая система работы формирует у детей потребность познавать окружающий мир, в процессе проблемного обучения и самостоятельного экспериментирования овладевать средствами и способами познания и преобразования мира.

Для отслеживания динамики познавательного развития детей использую педагогическую диагностику:

  1. диагностические карты по разделам – зоология, история, география, страна в которой мы живем, ботаника, астрономия,
  2. индивидуальные карты развития детей 6 – 7 лет.

В результате углубленной работы по данной теме удалось сформировать у детей представления о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, природе, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям в природе, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Результативность за годы работы с детьми:

2000 г. – познавательная деятельность, овладение программными задачами - 83,8% (средняя группа)

2001 г. – по индивидуальным картам развития начало года 73,3%, конец года 86,6% ( из 15 детей хорошо – 13.)

2002 г.  – познавательная активность детей по опроснику: космос - 83,3%,зоология – 94,4%, ботаника – 100%, растения края – 66,6% .

Для сравнительного анализа и отслеживания динамики усвоения детьми программных задач целесообразно использовать сводные таблицы.

Сводные таблицы по диагностическому обследованию детей дошкольного возраста. Овладение детьми знаниями по разделу “Ребенок познает мир”.

Средняя группа 1999–2000 гг.

Процент. Начало и конец учебного года.

Познавательные сказки

Правила дорожного движения

Лес

Огород

Последовательность

26%

65.2%

34.7%

74.0%

52.2%

74%

35%

65.2%

40%

95.6%

Старшая группа 2000–2001 гг.

Процент. Начало и конец учебного года.

Солнечная система

Животные Земли

Животные края

Дикие растения

Культурные растения

Растения Приморья

Строение растений

77%

83.3%

94%

100%

83.3%

94.4%

83%

94.4%

94%

100%

38.8%

66.6%

72.2%

Подготовительная группа 2001–2002 гг.

Процент. Конец учебного года.

Химические опыты

Объем веществ

Символы стран

Страны мира

История имен

Организм человека

95%

71%

81%

71%

57%

80.9%

Литература

  1. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно-диагностическая функция. М. 2002.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1991.
  3. Доронова Т.Н. Программа Радуга. М. 1996.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.
  5. Запорожец А.А. Избранные психологические труды. М.1986. т-1.
  6. Леотньев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.1997.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.1994.
  8. Рубенштейн С.Л. Человек и мир. М. 1997.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. 1985.
  10. Соболева Л.Т. Система работы с классом по воспитанию качеств личности // Новости в образовании. 2003 г.
  11. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет. М., 2000 г.

Комплексное занятие для детей второй младшей группы на тему "Чудо-дерево", посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского

Программное содержание:

  1. вызвать интерес к стихотворениям К.И.Чуковского
  2. обогащение словарного запаса
  3. продолжаем формировать заинтересованное отношение к творчеству
  4. закрепляем приемы рисования
  5. закрепление знания цвета (синий, зеленый, желтый, красный, оранжевый, черный)
  6. развитие мелкой моторики
  7. развивать чувство доброты, желание помогать братьям нашим меньшим.

Материал:

  1. белая бумага
  2. гуашь зеленого, синего и черного цвета
  3. салфетки зеленого цвета
  4. готовые шаблоны из цветной бумаги (сапоги, чулки, башмаки).

Предварительная работа:

  1. чтение детям стихотворения К.И.Чуковского “Чудо-дерево”
  2. рассматривание иллюстраций в книжках К.И.Чуковского

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня по дороге в садик я встретила маму-зайчиху. Она была такая грустная! Я спросила ее, что случилось, и она рассказала мне, что у ее маленьких деток-зайчат порвались все ботиночки и сапожки. Им совершенно не в чем гулять, а ведь сейчас весна, греет солнышко, и зайчаткам очень хочется побегать на улице. Давайте им поможем! Вы согласны?

Дети: Согласны!

Воспитатель: Помните, мы с вами читали стихотворение К.И.Чуковского “Чудо-дерево”?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы помните, что росло на этом дереве?

Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Давайте мы с вами сделаем чудо-дерево и подарим наши работы зайчатам, чтобы они могли выбрать себе ботиночки и сапожки! Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель раздает детям листы белой бумаги, гуашь и кисточки, и предлагает детям закрасить лист основным цветом (синим или зеленым).

Воспитатель: Пока сохнут ваши листы, давайте немного поиграем.

Проводится подвижная игра “Маленькие зайчики”:

Маленькие зайчики
Никогда не плачут.
Маленькие зайчики
По полянке скачут.
От лисы, от волка
Убегают ловко.
И за это мама
Им дает морковку.
Морковку да капусту
Вкусную-превкусную.
Сели, посидели,
Всю морковку съели.
Ушками послушали,
Кочерыжку скушали.

Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова “сели, посидели” присаживаются на корточки, делая вид, что грызут морковку. На слова “ушками послушали” прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны.

Воспитатель: Пока мы с вами играли, ваши листики высохли! И сейчас я соединю ваши листы синего и зеленого цвета, и у нас получится небо и травка.

Воспитатель рвет листы пополам и склеивает половинки листов разного цвета, делая так называемую объемную основу для поделки.

Воспитатель: А теперь мы возьмем гуашь черного цвета и нарисуем на наших листах ствол дерева.

Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, умницы! Пока краска сохнет, мы с вами возьмем зеленую салфетку и порвем ее на маленькие кусочки для того, чтобы наклеить крону дерева.

Дети рвут салфетки, а воспитатель в это время подготавливает основу для приклеивания кусочков салфеток.

Этап наклеивания. Дети приклеивают кусочки салфеток на свои листы и получаются деревья.

Воспитатель: Какие замечательные деревья у вас получились! А вам нравится?

Дети: Да!

Воспитатель достает поднос, закрытый салфеткой, с заранее заготовленными шаблонами различной обуви.

Воспитатель: Дети, а что же мы с вами забыли? Давайте посмотрим, что у нас лежит под салфеткой!

Воспитатель снимает салфетку и предлагает детям наклеить шаблоны на их деревья. Дети берут проклеенные шаблоны по очереди и приклеивают каждый к своей картинке, возвращаются и берут еще, пока у них не погаснет интерес к этому виду деятельности.

Воспитатель: Молодцы! Умницы! Посмотрите, какие красивые деревья выросли у вас на картинках!

Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

А вам самим нравится?

Дети: Да! Нравится!

Воспитатель: Ну вот, теперь мы можем позвонить маме-зайчихе и обрадовать ее, что для зайчат есть

Туфельки, сапожки.
Новые калошки.

В заключение воспитатель имитирует звонок маме-зайчихе и передает от нее детям огромное спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.

В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с  магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....

Консультация для родителей «Развиваем познавательную активность детей раннего возраста»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по ра...

Презентация "Играй и развивайся- использование игрушки Поп Ит для развития речи, мелкой моторики и познавательной активности детей дошкольного возраста".

Сегодня, в условиях модернизации системы образования, к профессиональной компетенции педагогических работников предъявляются повышенные требования: "Сегодня востребован не просто воспитатель...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Особенности познавательного развития и познавательной активности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий.      ...