"Сказки в экокультурном воспитании дошкольников"
материал (младшая группа) по теме

Эта форма работы несет в себе познавательную деятельность, коррекционную направленность: развитие связной речи, работа над звукопроизношением, грамматическим строем речи – все это можно выполнять, работая над экологическим воспитанием детей через сказку.

Предлагаю конспект познавательно-речевого развития по сказке "Колобок" для 2-й младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Skazki_v_ekokulturnom_vospitanii_doshkolnikov.docx13.5 КБ
Файл kolobok.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки в экокультурном воспитании дошкольников»

Малыш приходит в детский сад, с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.

Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных — героев сказок: волк злой. Лиса — хитрая, заяц — трусливый. И часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Многими педагогами сказки рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе.  Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.

Выбирая сказки для занятий с детьми, тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей. С другой стороны, экологически «неправильные» произведения могут послужить отправной точкой для обсуждения (но не критики), особенно при работе со старшими детьми. Важно верно направить ход беседы, дать ее участникам возможность высказать и обосновать свои взгляды.

Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т. д. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. Нестандартный подход к сказкам помогает сделать интересным совместную деятельность детей младшего возраста и их родителей.

Особенно серьезно относятся к сказкам дошкольники. Поэтому при работе с младшими ребятами очень важно бережно относиться сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка «Колобок»

Цель:

  1. Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения.
  2. Расширять познавательную сферу развития, используя наглядно-действенный метод.
  3. Развивать речь и мелкую моторику рук.
  4. Закреплять знания о диких животных и их жилищах.
  5. Участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Материал и оборудование: панорама леса, песочница,  инвентарь (лопатка, грабли, корзина, метелка), искусственные цветы, деревья, игрушки (колобок, заяц, волк, медведь, лиса), шприцы наполненные водой, поднос голубого (синего) цвета, аудиозапись «Наедине с природой».

Ход занятия

Приветствие: Дети входят в музыкальный зал.

В-ль: Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в гости! Поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте.

Основная часть: Стук в дверь, почтальон принес посылку.

В-ль: Какая красивая коробочка, интересно, что в ней? (пытается открыть, но она не открывается)

-Может сказка? - Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка сказка к нам придет опять!!!

Загадка:

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.

И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?

Дети: Колобок.

Вос-ль: Какой он?"
Дети: "Румяный, красивый, круглый, веселый".

Вос-ль хочет взять колобка в руки и "обжигается".

Колобок: "Осторожно, я горячий, я только что из печки. А вы, ребята, подуйте на меня, я и остыну".

Дети дуют на колобка. 

Колобок: "Вот спасибо. А знаете, ребята, на свете так много интересного, и мне так хочется на все посмотреть!"

В-ль: "Ребята, давайте, и мы последуем за колобком.

-А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

-Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

В-ль: Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: Заяц.

В-ль: А что еще можно сказать о зайце?
Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.


Физкульминутка: «Зайка» (музыкальное сопровождение).

Скачет между травками - быстроногий зайчик, (Дети прыгают)

Смял своими лапками - белый одуванчик.         (Показывают ладонь одной руки и    накрывают ее ладонью другой руки)

Полетели высоко белые пушинки,                      (Руки поднимают вверх , вращают

                                                                                 кистями рук)

Скачет зайка высоко по лесной тропинке.          (Дети прыгают)

В-ль: Кто зимой холодной  ходит злой, голодный?
Дети. Волк.

В-ль: А как называется жилище волка? (ответы детей)

В-ль: Ходит летом косолапо, а  зимой сосет он лапу.
Дети. Медведь.

В-ль: А как называется жилище медведя? (ответы детей)

В-ль: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её….(
лиса).

В-ль: А как называется жилище лисы? (ответы детей)

В-ль: Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети. Звери. Дикие животные.

В-ль: Почему этих животных называют дикими?
Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

В-ль: Колобок катится дальше и останавливается на поляне, на которой любил играть с ручейком и  друзьями. Но когда колобок приблизился к поляне, то очень удивился! Что случилось? Вместо цветочков рядом с ручейком он увидел мусор и грязь, ручеек начал погибать.

- Я веселый родничок.
Кто же мне помочь готов?
Никто не слышит песенки моей?
И с каждым днем
Она становится грустней.
Ведь на пути моем преград не перечесть:
Бутылки, палки и коряги есть.
Кого о помощи просить?
Чтоб мог я песенкой своей
Весь мир развеселить.

В-ль: Тут прибежали друзья колобка. Они тоже удивились: как же так?

- Дети, что же нужно сделать, чтобы Родничок был чистый? (Убрать весь мусор)

-Друзья решили убрать мусор, почистить ручеек и привести полянку в порядок. Зайка принес грабли и сгреб мусор в кучку. Волчок принес лопату и закопал мусор в ямку. Медведь подмел мусор метлой. Лисичка носила мусор в корзине. Все потрудились на славу. Ручеек приветствовал друзей чистыми струями еще много-много лет.

Колобок: Ай, какие молодцы! Мне пора возвращаться домой, меня ждут бабушка и дедушка.

В-ль: Колобок оставайся с нами. Мы еще будем ручейки пускать! И тебя научим. Научим Колобка, ребята?
Дети:
- Да, научим!


Заключительная часть: Проводится игра с водой "Ручейки"

-Звенят и разбегаются -
 По полю ручейки (пускать ручьи шприцем по орг.стеклу в тазик)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников

"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" А.С. Пушкин...

«Народная сказка и патриотическое воспитание дошкольников»

Современные дети,  прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео –  аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику. Да и родителям это очень удобно:...

«Народная сказка в системе воспитания дошкольника»

Сказка в системе профилактики педагогической запущенности.Сказка как способ развития мышления дошкольников.Сказка в системе нравственного воспитанияВзаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной фо...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Типы и виды сказок.Соответствиие сказки возрасту ребенка....