«Формирование социально-активной личности через знакомство с родным краем».
материал по теме
Количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков в России возрастает с каждым годом, создаются все новые и новые учреждения для детей-сирот, разрабатываются социальные программы, а результаты всей этой деятельности более чем скромны. По статистике сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют ряды социальных аутсайдеров. Из 15 тыс. выпускников детских государственных учреждений для детей-сирот в течение года 3 тыс. становятся бомжами, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых и 1,5 тыс. совершают самоубийства.
И хотя наилучшей формой устройства детей-сирот является семейная, но в настоящее время деинституализация воспитания детей-сирот пока остается только благим пожеланием. К сожалению, еще долгое время интернатные учреждения будут оставаться в России основным институтом социализации детей-сирот.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, по существу живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Прекращается или значительно снижается социализирующее воздействие семьи, системы образования, сужается круг общения сверстников.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие родительской депривации наблюдаются следующие отклонения:
1.отставание в развитии;
2.поведенческая дезадаптация;
3.разрушенные социальные связи (сама способность эти связи устанавливать)
Процесс социализации таких детей осложняется социальной незащищенностью: отсутствием семьи, отсутствием своего жилья, отсутствием социального опыта в самостоятельном решении бытовых вопросов и т.д. В связи с этим остро встает вопрос о создании реабилитационной среды, в которой дети-сироты могли бы восполнить дефицит конструктивного жизненного опыта, адаптироваться к окружающему миру.
Необходим качественно иной подход к социализации детей-сирот, при котором ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность. Таким новым и эффективным подходом является вовлечение детей-сирот в игровую, познавательную и социально- полезную деятельность.
Приобщение ребёнка к культуре своего народа, формирование любви к Родине, систематическая целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной позволит устранить негативные проявления в поведении детей.
Чувство патриотизма начинает формироваться в дошкольном детстве. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился.
В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено тем, что детям трудно представить историческую прямую времени, определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом возраста пола, накопленного им опыта.
Важным принципом отбора сведении об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми прежде всего близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране. Основным приемом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом следует помнить следующее:
1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.
2.Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»)
3.Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: « Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, пап, бабушек и дедушке еще не было на свете».
4.Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте, не употребляйте специальной терминологии.
Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, название города, в котором живут. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками и т.д.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в учреждении. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- в родном городе, как и в других местах, соблюдают народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа и.т.д.
Дети, воспитывающиеся в духе любви к своему народу, краю, знающие его историю и культуру, никогда не вырастут «Иванами, не знающими родства». И, переехав в другой город или страну, они будут помнить и говорить о своей малой родине.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование любви к Родине через любовь к родному краю.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любв...
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем
В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем
«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...
«Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем»
Сообщение из опыта работы...
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ
Методическая разработка "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ"Создание настольного кукольного театра после посе...