Реализация современных подходов для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования
материал (подготовительная группа) по теме
Вопросам рационализации процесса образования детей старшего дошкольного возраста, формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах посвящена данная публикацмя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Realizaciya_sovremennyh_podhodov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация современных подходов
для построения непрерывного содержания дошкольного и начального
общего образования
Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появ лением в нашей стране различных моделей обучения (особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рас согласования и ослабления преемствен ности обучения на различных ступе нях общего образования.
В целом проблема организации преемственности обучения так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреж дения (предшколы) в начальную школу; из начальной — в среднее звено школы, затем в старшие классы и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между учащимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего, а поводы для неудовлетворенности сосредоточиваются вокруг некоторых центральных вопросов.
Обращаясь к проблеме преемственности различных эта пов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Названные периоды рассматривались в работах таких ведущих психологов и педагогов страны, как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Б. Ительсон, Н.Ф. Талызина, Н.А.Менчинская, а также в недавних исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, И.С. Якиманской и мн. др.
Показано, что проблема имеет несколько различных аспектов и возникает по целому ряду причин. Во-первых, имеет место недостаточно плавное, даже «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения, которое при переходе к новой ступени обучения приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
К примеру, исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интел лектуальную и коммуникативную составляющую. Физическая готовность определятся состоя нием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости орга низма ребенка, включая развитие двигательных навыков и ка честв (тонкая моторная координация), физическую и умственную работоспособность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотива ция и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения яв ляется одним из важнейших условий ус пешности его обучения в начальной шко ле. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, форми рующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с дру гой - развитие любознательности и умст венной активности. Интеллектуальная готовность предполагает раз витие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-ло гического мышления (Кудрявцев, 2000). Социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Как же обеспечивается сегодня психологическая готовность дошкольников к обучению в школе? Наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном «стыке»: первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития и состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учре ждения к требованиям и особенностям школьного обучения» (там же). Второй — основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементар ных «ЗУНов» (знаний-умений-навыков), с которыми ребенок приходит туда из детского сада.
Однако ни тот, ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жиз ни ребенка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по справедливому выражению В.Т. Кудрявцева) — в их содержании начинают зримо просту пать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы.
С другой стороны, начальная школа, как писал В.В. Давыдов (1996) «подхватывает» и утилизирует наличный ре пертуар «дошкольных» форм познания (в основном это житейские, эм пирические представления о действительности).
В противовес этому подходу формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (Давыдов, 1996). Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто существенно недооценивается.
В России действуют четыре образовательных программы, которые прямо нацелены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик», «Из детства – в отрочество», «Преемственность», «Сообщество». Определенные попытки решения проблемы отражены в программах «Радуга», «Развитие», «Детство» и др. (Кудрявцев, 2000).
В настоящее время на усиление преемственности дошкольной и начальной школьной ступе ни в системе образования направлены следующие практические меры:
1) определены разделы содержатель ного обучения дошкольников как подготовительная база начального обучения;
2) выделены критерии психологи ческой и других видов готовности ребенка к обучению в школе, и в соответствии с ними разрабатыва ется программа развивающих заня тий в дошкольном учреждении;
3) определена система диагностиче ских методов, необходимых для обследования ребенка дошкольно го возраста, поступающего в 1-й класс;
4) создана сеть специальных цент ров по подготовке детей к начальному этапу школьного обучения;
5) первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности до школьного возраста.
Хотя проблема психологической готовности детей к обучению в школе обычно рассматривается применительно к моменту поступления ребенка в первый класс, не меньшую важность она имеет и при переходе учащихся на следующую – вторую ступень основного образования (Князева, 2003). Трудности, сопровождающие этот переход, в психологии описаны давно и имеют отчетливо выраженный характер. Например, психологическая неготовность многих детей к переходу из началь ной в основную школу проявляется, помимо падения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожности и агрессивных тенденций, увеличение заболеваемости, появление невротических реакций), нарушениях поведения и др.
Психологический анализ трудностей в учеб ной деятельности младших школь ников и подростков (Давыдов, Эльконин, Маркова, Якиманская и др.) позволяет указать на несколько причин названных трудностей:
1) необходимость адаптации к новой орга низации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.);
2) совпа дение начала кризисного периода, в который вступают младшие под ростки, со сменой ведущей деятельно сти;
3) недостаточная готов ность детей более сложной и самостоятельной учебной деятельности как с точки зрения показателей их интеллектуального, личностного развития, так и, главным образом, уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
О последнем свидетельствует неспособность многих учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашних заданий, а также неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. Но, как показывают исследования А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, З.И. Калмыковой и др., за частными неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности школьников. Авторы придают большое значение такому интегративному показателю личностно-интеллек туального развития в период перехо да школьника от младшего школьно го к младшему подростковому воз расту, как самостоятельность мышления, для развития которого личность должна иметь потребность в этом, стремление к самостоятельному по иску решений и самостоятельной деятельности. Причем данная пот ребность должна проявляться задолго до подросткового возраста, только тогда она даст ребенку возможность реализоваться в более старшем воз расте.
В подростковом возрасте самостоя тельность мышления выступает как одно из необходимых психических новообразований. Вот почему пере ход из начальной школы в среднюю, предкризисный период развития предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка (Князева, 2003).
Можно видеть, что и в данном случае (подобно переходу из школы в вуз) преемственность различных звеньев образовательной системы должна быть обеспечена прежде всего со стороны своего главного основания, в качестве которого выступает умение учиться. Конкретно это предполагает на личие учебно-познавательной мотива ции, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и плани ровать ее, а также оперировать логи ческими приемами мышления, вла деть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными дей ствиями.
Все эти компоненты присутствуют к концепции универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность к обучению на новой ступени системы образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
Робототехника в ДОУ – как условие реализации современного дошкольного образования
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувст...
“Утрата современными детьми родного языка” для республиканской научно-практической конференции “Реализация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования”
ldquo;Утрата современными детьми родного языка”для республиканской научно-практической конференции “Реализация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования&r...
Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования. (Познавательное развитие)
Педагогическое наследиеФ. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования. (Познавательное развитие)...
ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методическая статья о том что такое интегративный подход и как он реализутся в современном дошкольном образовании....
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно – эстетического образования в ДОУ».
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи....