Консультация для воспитателей с элементами игры «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия»
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Набиулина Людмила Ивановна

Обучение воспитателей  развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с помощью игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 с элементами игры

«О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия»

Интеллектуальная деятельность человека – это совокупность всех познавательных процессов: от ощущения и восприятия до  мышления и воображения. Человеческое познание начинается с чувственных ощущений, ведущих к восприятию, а затем, к формированию представлений. Именно через ощущения мы начинаем воспринимать внешний мир еще до того, как наша мысль начинает перерабатывать поступающую информацию. Поэтому очень важны пути поступления и способы ее переработки. Эти способы наиболее важны в развитии ребенка. Чем больше диапазон восприимчивости, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности. Тем больше возможностей у ребенка в достижении успеха в любой деятельности -  учебной, коммуникативной и т.д. Наша задача, чтобы у ребенка дошкольника своевременно были сформированы способы переработки информации, ведущие сенсорные каналы, ведущие к формированию индивидуального познавательного опыта ребенка. Но только благодаря практике ребенок способен  научиться структурировать и организовывать элементы внешнего мира.

Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия. Процесс формирования слухового восприятия в основном, протекает естественно, спонтанно. Но иногда у детей отмечается его  недостаточный уровень развития. Причины низкого уровня могут быть разными

- возрастные особенности развития

- педагогическая запущенность

- дефицит общения с ребенком

- эмоциональные, интеллектуальные, речевые нарушения

- физические нарушения слуха и т. д.

Проявления отклонений  так же могут быть различными. Это трудности слухового внимания и сосредоточенности, и трудности восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха. Дети с трудностями слухового восприятия плохо реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других, плохо концентрируются на звуковой стороне речи, могут не различать близкие по звучанию слова, переспрашивают. У таких детей нет внимания к эмоциональной стороне речи, они не могут повторить ритм, сложное слово, плохо понимают словесную инструкцию, плохо запоминают на слух и поэтому показывают низкие результаты при диагностике слухоречевой памяти. Распознать такого ребенка достаточно просто путем наблюдения. Он рассеян, испытывает  трудности при  концентрации  внимания, не выслушивает до конца, плохо понимает смысл прочитанного. Особенно хорошо заметен такой дошкольник на музыкальных занятиях  и по развитию речи. На фоне этого появляются нарушения и в регуляции поведения.  

  • Упражнение для педагогов –диагностика слухоречевой памяти(5-7мин).

 Для этих детей необходимо создание специальной коррекционно - развивающей среды в процессе воспитания в дошкольном учреждении. Отсюда и принципы организации данной среды. В уголке коррекции,  в игровом или музыкальном уголке для детей младшего дошкольного возраста обязательно должны быть звучащие игрушки, такие, как  шуршунчики, коробочки с различными наполнителями (крупа, камушки, стеклышки и т.п.)  для изучения разнообразия звуков, музыкальные инструменты, с целью научения детей слушать, определять ритм. В группе необходимо иметь записи бытовых шумов, пением птиц, лесных звуков и т.п. Предлагаемые игры: «Какой инструмент звучал?», « На каком инструменте играл зайка?», «Кто позвал?», «Сорока-белобока» , «Что звучало?», и др. Более сложный вариант для детей старшего возраста  игра «Где звучит?», «Где звенит?», «Где шуршит?», «Послушай тишину» и др. Игры на определение интенсивности звучания:  «Громко-тихо», например, на громкое звучание музыки – дети бегают по группе, на тихое – идут на носочках. Игры на идентификацию звуков, например, на хлопок в ладоши – прыгаем, на звуки бубна - маршируем и т.п.  Упражнения на длительность звучания, например, на краткое звучание – рисуем короткие дорожки, на длительное – длинные.

  • Упражнение для педагогов -  «Послушай звуки»(2мин).

Во время занятий с ребенком необходимы напоминания – вслушивания в речь, такие, как послушай внимательно, дома расскажешь маме, выслушай до конца.

На заключительном этапе работы с ребенком формируем слухоречевую память и внимание,  активизируем мыслительную деятельность. Рекомендуются следующие игры: «Запомни слово», «Бывает – не бывает», «Повтори за мной», «Я - не я». Такие, как -  «Кто любит ананас?», «Испорченный телефон»,  «Эхо, верни слово», «Черное - белое» и. т.п. Речевые игры так же способствуют развитию слухоречевого восприятия. Например, «Кто больше назовет слов со звуком» и другие.  

  • Игровое упражнение для педагогов -  «Цепочка слов»(3мин)

Используя данные игры в повседневной игровой деятельности детей, проводя индивидуальную и подгрупповую работу по  развитию аудиальной модальности, можно улучшить речевое, умственное, коммуникативное и эмоциональное развитие детей. Сформировать адекватное поведение, повысить регуляцию деятельности.  Развить  память, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Значимость подвижной игры для личностного и физического развития ребенка»

Подвижные игра – важное средство  личностного развития  и физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому...

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

«Игры для самых маленьких по развитию слухового восприятия»

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ...

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает поте...

О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников

В статье рассказано о важности целенаправленной, систематической работе по развитию слухового восприятия у детей....

Консультация для воспитателей "Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста"

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом ипостроенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактныхидеях или з...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Нужная и познавательная тема!