рабочая программа педагога психолога
рабочая программа по психологии

Любовь Анатольевна Голубева

Рабочая программа для детей младшего, среднего старшего и подготовительного возраста, общеобразовательных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_golubeva.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы педагога-психолога с младшими группами:

Рабочая программа для детей первой и вторых младших групп (2-4 года) разработана на основе цикла «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжиной А.С.

Пояснительная записка

По данной программе психолог приступает к проведению профилактической деятельности сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, а также пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения, профилактическая деятельность по программе проводится не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

#1055;реодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

#1057;нятие эмоционального и мышечного напряжения.

#1057;нижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

#1056;азвитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

#1056;азвитие внимания, восприятия, речи, воображения.

#1056;азвитие общей и мелкой моторики, координации движений.

#1056;азвитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому помощь психологов необходима для преодоления стресса и успешной адаптации в дошкольном учреждении.

Принципы:

#1055;ринцип сотрудничества с семьей ребенка.

#1055;ринцип конфиденциальности.

#1055;ринцип последовательности и поэтапности.

#1055;ринцип непрерывности.

#1055;ринцип ориентации на индивидуальные особенности.

Психологическая характеристика детей 2-3 лет

Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2-3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что «само» привлекло их внимание, запоминают то, что «само» запоминается.

Очень важно поддерживать в этом возрасте саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. Половая идентификация. К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90 % работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Психологическая характеристика детей 3-4 лет

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и педагогического содействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становление образа-Я –осознанных представлений о себе и устойчивого отношения к себе; взаимоотношения со сверстниками.

Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их. Представление ребенка о себе самом, включает знания о себе, о том, какой он есть, и отношение к себе, например довольство или недовольство собой. Становление знаний о себе и отношения к себе происходит, как правило, стихийно, без специальных усилий со стороны взрослых. Для нормального развития образа-Я детям необходимы переживание успеха и атмосфера общего одобрения взрослыми. Происходит обогащение и изменение детской игры. Она начинает стимулировать эпизодические игровые контакты, заимствование у сверстника игровых целей и способов. И одновременно приводит к частым конфликтам из-за игрушек.

При восприятии предметов и явлений продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторыe сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина) начинают выделяться как отдельные. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от интереса. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Дети 3-4 лет хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось. Процессы памяти остаются еще непроизвольными. Объем памяти существенно зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое или разрознен. Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. При этом сфера познавательной деятельности по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем его в данный момент. На четвертом году жизни сохраняются яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Он зависим от своего физического состояния.

Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизъявлений ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками.

Структура и форма профилактической и развивающей деятельности

Профилактическая деятельность начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, ходят, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заключительная часть состоит из спокойных, малоподвижных игр и упражнений.

Все игры и упражнения, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит данная тема, может варьироваться, чтобы избежать переутомления детей, а также в зависимости от настроения детей.

Длительность развивающей работы 10 минут, она проводятся 1 раз в неделю. Каждая из тем может повторяться по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игр.

Тема

Задачи

Месяц

Знакомство с детьми

Знакомство с детьми через наблюдение за детьми в группе, совместная свободная игровая деятельность с детьми

Сентябрь

«Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения действовать соответственно правилам игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле. Развитие зрительного восприятия.

«Листопад»

Создание атмосферы эмоциональной безопасности. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Снижение импульсивности. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. Развитие речи, воображения, творческих способностей

«Мячик»

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение эмоционального тонуса. Развитие ориентации в пространстве. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Октябрь

«Прогулка в осенний лес»

Сплочение группы, развитие эмпатии. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию. Развитие пространственных представлений, развитие общей моторики, памяти, воображения, речи.

«Веселый Петрушка»

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие восприятия, речи и воображения. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу.

Ноябрь

«Зайка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие координации движений, обще и мелкой моторики. Развитие тактильного восприятия, внимания, воображения и речи.

«Новый год»

Развитие эмоциональной сферы детей. развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия. Активация внимания, речи и воображения. Формирование доверительных отношений.

Декабрь

«Мыльные пузыри»

Снижение эмоционального напряжения, агрессии. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. Развитие чувства ритма. общей и мелкой моторики. Развитие внимания, речи и воображения.

Январь

«Музыканты

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. Развитие образности слухового восприятия. Развитие слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики.

Март

«Мамин день»

Оптимизация детско-родительских отношений. Воспитание доброго отношения к маме. Развитие двигательных навыков. Развитие восприятия, внимания, речи.

«Мишка»

Развитие эмпатии. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

Апрель

«Непослушные мышата»

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью. Развитие слухового внимания, общей и мелкой моторики, речи и воображения.

«Колобок»

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия, пространственных представлений.

Май

«Котята»

Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, радость, грусть).

Развитие внимания, речи и воображения.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Результат работы по программе: создание положительного эмоционального фона у детей,

повышение речевой и двигательной активности, снижение стрессового состояния, развитие игровых навыков.

Литература:

1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к

дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с. (Психологическая служба).

2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. –

М. : Владос, 2002.

3. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей

Программа работы с детьми средней группы

Рабочая программа для детей средней возрастной группы (4-5 лет) разработана на основе тренинговой программы адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!» С.В. Крюковой.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому занятия строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

В программе учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Поэтому каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику, двигательные упражнения.

Цель программы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

#1057;формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

#1056;азвивать навыки социального поведения.

#1057;пособствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

#1060;ормировать позитивное отношение к своему «Я».

#1056;азвивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

#1059;чить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

#1060;ормировать позитивное отношение к сверстникам.

Актуальность

С приходом в детский сад меняется привычный образ жизни детей, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Со стороны эмоционально-волевой сферы могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность или заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Поэтому проведение целенаправленной работы по развитию эмоционального мира детей необходимо, как и развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств.

Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные Л.С. Выготским и С.Я. Рубинштейном.

Принципы:

#1050;омплексный подход к осуществлению коррекционной работы.

#1059;чет возрастных и индивидуальных личностных особенностей дошкольников.

#1054;пора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.

Психологическая характеристика детей 4-5 лет

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситуативно-познавательной, т.е. выходящей за рамки непосредственно данной ситуации. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ведущий мотив такого общения - познавательный.

Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия. Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности.

Эмоции. Четырехлетние дети – вполне уравновешены и жизнерадостны. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. Эмоциональное состояние отделяется от физического. Теперь главным источником эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. На пятом году жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношение с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.

Организация развивающей работы

Встречи проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 20 минут. Численность детей в группе составляет не более 8 человек.

В состав группы могут входить неуверенные, застенчивые, тревожные, импульсивные, агрессивные дети.

Структура работы:

#1042;водная часть, цель которой – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (игры-приветствия).

#1054;сновная часть, направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка (элементы сказкотерапии с импровизацией, психологические этюды, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения, а также арт-методы).

#1047;аключительная часть, основной целью которой является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии (общие коллективные игры и ритуал прощания).

Результатом работы по данной программе является: возникновение у детей чувства принадлежности к группе, формирование навыков социального поведения, повышение уверенности в себе, позитивное отношение к своему «Я» и сверстникам.

Литература:

#1050;рюкова С.В, Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : «Генезис», 2007. – 208 с., илл.

2 .Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в

помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

3. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с. (Психологическая служба).

4. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М. : «Генезис», 2007. – 208 с., илл.

Программа работы педагога-психолога с детьми старших групп

Рабочая программа для детей старшей возрастной группы (5-6 лет) разработана на основе тренинговой программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой.

Пояснительная записка

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития личности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также дает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Поэтому психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный, уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. В ходе работы по предложенной программе дети учатся выражать свои чувства и распознавать чувства других людей, а также опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Цель программы – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Задачи:

#1053;аучить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

#1057;пособствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

#1060;ормировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

Актуальность

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром, что является особенно важным для детей с речевыми нарушениями.

Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные Л.С. Выготским и С.Я. Рубинштейном.

Принципы:

#1050;омплексный подход к осуществлению коррекционной работы.

#1059;чет возрастных и индивидуальных личностных особенностей дошкольников.

#1054;пора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.

Психологическая характеристика детей 5-6 лет

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.

Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет.

Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий, преодолевать побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свое поведение.

Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок уже способен контролировать свое поведение. В частности, теперь он может сознательно и намеренно регулировать проявления своих чувств. Поскольку сфера его интереса – взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печали ребенка. У некоторых детей появляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач.

Организация развивающей работы

Встречи с детьми проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью до 20 минут. Численность детей в группе составляет не более 8 человек.

В состав группы могут входить неуверенные, застенчивые, тревожные, импульсивные, агрессивные дети.

Структура работы:

#1042;водная часть, цель которой – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (игры-приветствия).

#1054;сновная часть, направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка (элементы сказкотерапии с импровизацией, психологические этюды, игры на развитие навыков общения, воображения, а также арт-методы).

#1047;аключительная часть, основной целью которой является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии (общие коллективные игры и ритуал прощания).

Результат работы по данной программе: дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, более активно вступают в диалог с воспитателями и сверстниками. Определяют и дифференцируют свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей.

Литература:

#1050;рюкова С.В, Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : «Генезис», 2007. – 208 с., илл.

#1040;лябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

#1055;огудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с. (Психологическая служба.)

4. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». –

М. : Книголюб, 2008. – 64 с. (Психологическая служба.)

Тематический план

Тема

Задачи

Материалы

Количество

«Робость»

#1055;овышение уверенности в себе.

#1057;плочение группы.

#1047;накомство с чувством робости.

Пиктограмма «робость»,

клубочек ниток

1

«Радость»

#1056;азвитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

#1056;азвитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

3. Обобщение знаний о чувстве радости.

Пиктограмма «Радость», фотографии веселых людей, бумага, карандаши, игра «Азбука настроений», платок или шарф.

4

«Страх»

#1047;накомство с чувством страха.

#1048;зучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

3. Развитие умения справляться с чувством страха.

Пиктограмма «Страх», «Азбука настроений», книга Носова Н. «Живая шляпа».

3

«Удивление»

Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков.

Пиктограмма «Удивление», шляпа, с привязанной к ней ниткой, игр.котенок.

1

«Злость»

Тренировка умения различать эмоцию злости

Пиктограмма «Злость», колокольчик, 2 шарфа.

1

«Стыд, вина»

Знакомство с чувством вины

Пиктограмма «Вина», Текст рассказа «Косточка» Л.Н. Толстого.

1

«Закрепление знаний о чувствах»

Закрепление умения различать чувства

Игра «Азбука настроений»

1

«Зачем нужны правила?»

Учить детей осознанно выполнять правила и нести за это ответственность

Белочка, лист бумаги и карандаши для каждого

1

«Мы все разные»

Показать детям наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему, развивать умение слушать собеседника и уважать его мнение

Мяч, разноцветные кубики, бумага и фломастеры, картинки с изображением сказочных персонажей

1

«Мир твой и мой»

Помочь детям почувствовать свою взаимосвязь с другими людьми

Мяч, предметы «препятствия», повязки на глаза, сюжетная картинка

1

«Действуем сообща»

Развивать у детей взаимопомощь и взаимопонимание

Зеркало,книга, шляпа, лист ватмана, картонные коробочки, зонт, плащ

1

«Волшебное озеро»

Помочь детям почувствовать, что они не одиноки в своих чувствах и переживаниях

Набор карточек разного цвета, трафареты двух озер, бумага, фломастеры

1

«Я и мы»

Помочь детям понять, что успех и неуспех команды зависят от каждого из них

Лист ватмана, фломастеры и карандаши, карточки

1

«Моя семья»

Помочь детям осознать, что их родители и они – это члены одной команды, обратить внимание детей на то, что необходимо уважать каждого члена семьи

Карточки разного цвета, картинки с веселым и грустным сюжетом.

1

«Наш дом и мы в нем»

Дать детям возможность представить себя в различных местах пребывания, а также испытать чувства, вызванные этим «перемещением»

Мяч, бумажные круги разногоцвета

1

Программа работы педагога-психолога с детьми подготовительных групп

Программа работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), разработана на основе «Программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей» Н.Г.Яковлевой.

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми и поступлением в школу.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению.

Предложенная программа состоит из серии специально организованных занятий, каждое из которых включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще не устойчиво, они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью используются подвижные игры. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию. Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими проводятся коммуникативные игры, упражнения на сплоченность группы. Для снятия страхов используются такие приемы, как разыгрывание этюдов на выражение страха, рисования на тему «Мои страхи», пантомимическое разыгрывание ситуации, в которой ребенок испытывал страх.

Все игры и упражнения направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.

Цель программы – повышение уровня готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

#1056;азвитие и совершенствование познавательных функций: памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной координации, воображения и речи.

#1056;азвитие мелкой моторики.

#1055;овышение познавательного интереса, наблюдательности.

#1056;азвитие умения чувствовать и понимать другого.

#1042;ыработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

#1057;нятие психофизического напряжения.

Актуальность

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – результат того, что ребенок не был готов к школе. Поэтому важно определение психологической готовности к школьному обучению с целью профилактики школьной дезадаптации.

Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Л.И. Божович и В.С. Мухиной.

Принципы:

#1051;ичностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении развивающей работы.

#1059;чета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

#1054;птимистического подхода в работе.

#1040;ктивного привлечения ближайшего социального окружения.

Психологическая характеристика детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К шестилетнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Внимание и память к 6-7 годам постепенно становятся произвольным. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. Ребенок может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Игра является способом совершенствования волевого поведения. Происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать, анализировать.

Организация развивающей работы

Программа состоит из 27 встреч при частоте 1 раз в неделю, продолжительностью до 25 минут. Численность детей в группе составляет не более 8 человек.

В состав группы входят дети, имеющие низкий уровень готовности к обучению в школе.

Структура:

#1042;водная часть, цель которой – создание позитивного эмоционального фона, развитие эмоциональной сферы психики. Методы и приемы: этюды, направленные на обучение выразительности движений, упражнения на развитие мимических движений,

игры-приветствия.

#1054;сновная часть, направленная на развитие и коррекцию познавательной сферы психики. Методы и приемы: игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия, зрительно-моторной координации.

#1047;аключительная часть, основной целью которой является снятие психофизического напряжения, вхождение в состояние расслабленности. Методы и приемы: релаксационные упражнения, психогимнастические упражнения.

Результатом работы по данной программе является: дети становятся более внимательными, совершенствуется процесс запоминания, развиваются умственные способности.

Им становится легче общаться со сверстниками, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта). Они лучше понимают чувства других и выражают свои. Уменьшаются проявления агрессивности, страха и тревожности.

Литература:

  1. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валерии СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002. – 112 с., илл.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть1,2 – М. : «Владос», 2005.

Тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

#1054;бучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания.

Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания.

2. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания.

Развитие лучшего понимания себя и других. Развитие внимания. Обучение приемам саморасслабления.

3. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Преодоление двигательного автоматизма.

Развитие умения правильно выражать свои чувства. Развитие внимания.

4. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие активного внимания. Психомышечная тренировка.

Совершенствование внимания. Регулирование поведения.

Ноябрь

#1055;одвижные игры для детей с пониженным настроением, робостью. Психомышечная тренировка.

Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правилам, организации. Развитие ловкости, быстроты реакции. Снятие психического напряжения. Совершенствование внимания.

2. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Психомышечная тренировка.

Развитие моторики. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции.

3. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Психомышечная тренировка.

Развитие моторики. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции.

4. Развитие моторно-слуховой памяти.

Совершенствование памяти. Создание положительного эмоционального настроя.

Декабрь

#1054;бучение элементам техники выразительных движений.

Развитие памяти. Снятие психического напряжения.

#1056;азвитие памяти, наблюдательности. Эмоция радости.

Развитие памяти, наблюдательности. Коррекция эмоциональной сферы. Обучение приемам саморасслабления.

#1056;азвитие памяти, наблюдательности. Психомышечная тренировка.

Развитие памяти, наблюдательности. Обучение приемам саморасслабления.

4. Эмоция печали. Развитие памяти.

Развитие эмоциональной сферы. Совершенствование памяти.

Январь

1. Эмоция отвращения. Развитие памяти.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления.

#1069;моция гнева. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие памяти.

3. Эмоция страха. Память ощущений.

Развитие памяти ощущений. Обучение приемам саморегуляции.

Февраль

1. Эмоция вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы и познавательной сферы. Снятие психоэмоционального напряжения.

2. Узнавание эмоций по внешним сигналам. Социальные навыки.

Закрепление понятия «эмоции».

Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.

3. Развитие мышления. Социальные навыки.

Коррекция и развитие познавательной сферы. Формирование моральных представлений.

4. Развитие мышления, способности к анализу, синтезу и комбинированию. Социальные навыки.

Коррекция и развитие познавательной сферы. Формирование моральных представлений.

Март

#1056;азвитие мышления и творческих способностей.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы и познавательной сферы. Снятие психоэмоционального напряжения.

2. Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку. Развитие воображения.

Закрепление и расширение полученных детьми сведений, относящихся к социальной компетентности. Развитие и коррекция познавательной сферы.

3. Коррекция взаимоотношений детей. Развитие смекалки, фантазии, воображения, пространственного мышления.

Развитие познавательных способностей. Коррекция эмоционально-личностной сферы.

4. Коррекция взаимоотношений детей. Развитие смекалки, фантазии, воображения, пространственного мышления.

Развитие познавательных способностей. Коррекция эмоционально-личностной сферы.

Апрель

#1057;нижение страхов, тревожности.

Нейтрализация страхов. Релаксация, достижение психофизического покоя.

2. Снижение страхов, тревожности. Развитие мышления, общей осведомленности.

Нейтрализация страхов. Релаксация, достижение психофизического покоя.

3. Обучение детей правилам этикета. Развитие пространственного воображения, цветоощущения, умения анализировать, синтезировать.

Обобщение правил вежливого поведения, обучение детей технике общения в различных жизненных ситуациях.

4. Подведение итогов.

Закрепление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...