Семинар-практикум для педагогов «Детские истерики: как реагировать и как бороться?»
материал по психологии
Цель: формирование положительного поведения педагогов, как реакции на детские истерики.
Задачи:
• дать теоретические знания о истерике;
• снять эмоциональное напряжение;
• улучшить рефлексию взаимопонимания среди детей в группе;
• развивать умения проявлять педагогический такт в различных проявлениях детских истерик;
• обучить нескольким приёмам борьбы с детскими истериками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Детские истерики: как реагировать и как бороться?»
Подготовила: Педагог-психолог Асадова А. А.
Цель: формирование положительного поведения педагогов, как реакции на детские истерики.
Задачи:
• дать теоретические знания о истерике;
• снять эмоциональное напряжение;
• улучшить рефлексию взаимопонимания среди детей в группе;
• развивать умения проявлять педагогический такт в различных проявлениях детских истерик;
• обучить нескольким приёмам борьбы с детскими истериками.
Материалы: мультимедиа для показа презентации, листочки зеленого и желтого цвета, вопросы для команд, листочки формата А4.
Ход семинара-тренинга
Посмотрите пожалуйста на картинку и скажите о чем будет идти речь (ответы педагогов).
Да, правильно. Наверное, нет таких родителей, воспитателей которые бы не столкнулись с проблемой детских истерик. Сегодня я предлагаю нам разобраться в причине их появления и нашей реакции на них.
Многие малыши, даже очень спокойные, могут устроить взрослым истерику. У детей дошкольного возраста истерика обычно возникает из-за запрета взрослого или невозможности получить то, что он хочет. Проявляя истерику, малыш кричит, топает ногами, плачет, может, даже кусаться и кататься по полу размахивая руками и ногами, иногда причиняет вред своему здоровью.
Для начала разделимся на 2 команды.
И так начнем!
Команда № 1 Вопрос 1: Дать определение понятию «истерика» (ответы команды № 1)
Истерика это очень эффективный способ добиться своего, манипулируя взрослыми, непроизвольная реакция эмоционального бесконтрольного порядка, подкрепленная громким плачем, криками, ударами головой – вплоть до судорог.
Команда № 2. Вопрос 1. Отличие капризов и истерик (ответы педагогов)
Капризы и истерики - это два разных типа поведения, которые часто путают друг с другом. Различия между ними заключаются в следующем:
Причины возникновения:
Капризы возникают из-за неудовлетворенности какой-либо потребности или желания ребенка. Например, ребенок хочет игрушку, которую ему не покупают, или отказывается идти спать, потому что не хочет прерывать игру.
Истерики являются более интенсивной формой выражения эмоций и могут возникать из-за сильных переживаний, таких как страх, гнев, разочарование или усталость.
Интенсивность проявлений:
Капризы проявляются в виде легкого недовольства, плаксивости или раздражения. Ребенок может пытаться манипулировать взрослыми, чтобы добиться своего.
Истерики характеризуются более сильными эмоциональными реакциями, включая громкий крик, слезы, удары ногами или руками, падение на пол и другие физические проявления.
Продолжительность:
Капризы обычно кратковременны и проходят после удовлетворения потребности или переключения внимания ребенка на что-то другое.
Истерики могут длиться дольше и требовать большего времени для успокоения ребенка.
Реакция на внешние факторы:
Капризы могут прекратиться, если взрослый удовлетворит желание ребенка или предложит альтернативу.
Истерики сложнее остановить внешними факторами, так как они вызваны внутренними переживаниями ребенка.
Возрастные особенности:
Капризы характерны для детей младшего возраста (до 3-4 лет), когда они только учатся выражать свои желания и эмоции.
Истерики могут встречаться у детей любого возраста, но особенно часто наблюдаются у малышей в период кризиса раннего детства (около 2-3 лет).
Понимание различий между капризами и истериками помогает взрослым правильно реагировать на поведение ребенка и находить эффективные способы поддержки и воспитания.
Команда № 1. Вопрос 2. Причины детских истерик (ответы педагогов)
Выплеск эмоционального раздражения у малыша характерной реакции может произойти по причине:
•усталости
•физического недомогания
•плохого настроения
•подражания другим
•внешнего раздражителя
•противоречивости требований родителей
•отсутствие навыков эмоционального контроля
•недостатка маминого внимания
•недопонимания временных категорий. Малышу не понятен смысл слов «потом», «завтра» или «подожди», поэтому невозможность сиюминутного удовлетворения желаний порождает импульсивный протест
•особенностей темперамента, обусловленных слабостью саморегуляции.
Такие детки имеют выраженные негативные состояния, и реактивно реагируют на любые раздражающие факторы, вплоть до не комфортной погоды или шума.
Команда № 2. Вопрос 2. В каком возрасте чаще проявляется истерики (ответы педагогов)
Основные этапы проявления истерик:
- До года: в этот период истерики редки, так как младенцы еще не обладают достаточным уровнем сознания и независимости. Их эмоциональные всплески связаны преимущественно с физиологическими потребностями (голод, боль, дискомфорт).
- 1–2 года: пик истерик приходится именно на этот возрастной промежуток. Дети активно исследуют окружающий мир, учатся говорить и взаимодействовать с людьми, но сталкиваются с ограничениями взрослых. Им сложно выразить свои желания и эмоции словами, что вызывает фрустрацию и, как следствие, истерики.
- 3–4 года: продолжение кризисного периода, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, но сталкивается с необходимостью подчиняться правилам и требованиям взрослых. Стремление к автономии также провоцирует частые вспышки гнева и разочарования.
- После 4 лет: с возрастом дети становятся более зрелыми в эмоциональном плане, учатся управлять своими эмоциями и выражать их вербально. Истерики встречаются реже, хотя иногда случаются, особенно в ситуациях сильного стресса или усталости.
Команда № 1 и 2. Вопрос 3. Стадии развития детской истерики (ответы педагогов).
Детская истерика проходит через несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными поведенческими реакциями. Выделяют следующие стадии развития детской истерики:
- Начало истерики: ребенок начинает проявлять недовольство или раздражение. Это может выражаться в капризности, плаче или крике. Важно заметить эти первые признаки и попытаться предотвратить дальнейшее развитие истерики.
- Эскалация эмоций: эмоции ребенка усиливаются, он становится более возбужденным и агрессивным. В этот момент важно сохранять спокойствие и не усугублять ситуацию своими действиями.
- Пик истерики: на этой стадии ребенок достигает максимальной интенсивности своих эмоций. Он может кричать, плакать, бросаться предметами или даже биться головой о стену. В такой ситуации главное — обеспечить безопасность ребенка и окружающих.
- Спад истерики: после пика эмоции начинают постепенно угасать. Ребенок может стать менее активным, начать успокаиваться. В этот период важно поддержать ребенка, предложить ему утешение и помощь.
- Завершение истерики: истерика заканчивается, когда ребенок полностью успокаивается и возвращается к нормальному состоянию. Важно обсудить с ним произошедшее, объяснить причины его поведения и найти способы избежать повторения подобных ситуаций в будущем.
Педагоги отмечают, что знание этих стадий позволяет лучше понимать поведение ребенка и эффективно реагировать на его эмоции.
Команда № 1 и 2. Вопрос 4. Назовите сказочных героев, устраивающих капризы и истерики (ответы воспитателей).
«Царевна-Несмеяна», «Заяц из лубяной избушки», «Фунтик»,
«Буратино», «Баба с дедом из курочки рябы и из сказки Снегурочка».
Команда № 1 и 2. Вопрос 5. Продемонстрируйте ситуацию истерики и приём выхода из неё (показ ситуаций и ответы воспитателей).
Команда № 1 и 2. Вопрос 6. Приёмы прекращения детской истерики (ответы педагогов).
Прекращение детской истерики требует терпения, понимания и умения находить подход к ребенку.
Вот некоторые приемы, которые могут использовать педагоги для успокоения ребенка:
- Создание безопасной среды: обеспечение спокойной обстановки вокруг ребенка поможет снизить уровень напряжения и стресса.
- Игнорирование истерики: иногда игнорирование истерик может привести к их прекращению, поскольку ребенок перестает получать желаемое внимание.
- Отвлечение внимания: переключение внимания ребенка на что-то интересное или новое может отвлечь его от причины истерики.
- Поддержание контакта глазами: поддерживание зрительного контакта с ребенком и спокойное общение может помочь ему почувствовать поддержку и понимание.
- Объятия и физическая поддержка: теплые объятия и нежные прикосновения могут оказать успокаивающее действие на ребенка.
- Использование положительных утверждений: похвала и поощрение хорошего поведения могут мотивировать ребенка прекратить истерику.
- Предоставление выбора: дайте ребенку возможность выбрать между двумя приемлемыми вариантами, чтобы он почувствовал контроль над ситуацией.
- Моделирование правильного поведения: покажите пример спокойного и уравновешенного поведения, чтобы ребенок мог подражать вам.
- Глубокое дыхание: научите ребенка делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы расслабиться и успокоиться.
- Обсуждение чувств: поговорите с ребенком о его чувствах и помогите ему выразить их словами, чтобы лучше понимать причину истерики.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы, работающие с одним ребенком, могут не подойти другому. Поэтому педагогам рекомендуется адаптировать свои подходы в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Главный вывод: не упустить! Не идти на поводу! НЕТ – значит - НЕТ! Почти все родители сталкиваются с детскими истериками, но не все знают, как правильно реагировать на них. Постоянство поведения и терпение – главное оружие в борьбе с истериками. Лучше сразу отучить малыша от подобных манипуляций, чем трепать потом нервы себе и ребенку.
Рефлексия:
Я прошу написать отзывы о проведенном мероприятии на зелененьких или желтеньких листочках.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

конспект семинара-практикума, на котором воспитатели поймут, как дети реагируют на их негативные эмоции
Семинарско-практическое занятие для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...

Семинар-практикум для родителей: «Капризы и истерики детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей со способами преодоления детских капризов, правилами поведения при детской истерике. Задачи:1. Помочь родителям определить пр...

Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие ро...

Семинар-практикум для родителей "Детские истерики"
Истерики у ребенка в 4 года являются привычным делом для родителей. Без подобных капризов редко кому удается обойтись. Но вот реакция родителей на такое поведение совершенно различная. Некоторые жалею...

Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой
Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в с...