Семинар-практикум для родителей "Детские истерики"
консультация по психологии (старшая группа)
Истерики у ребенка в 4 года являются привычным делом для родителей. Без подобных капризов редко кому удается обойтись. Но вот реакция родителей на такое поведение совершенно различная. Некоторые жалеют ребенка, стараясь удовлетворить все его желания, а другие в очень грубой форме стараются осадить малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley_detskie_isteriki.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Детские капризы и истерики»
Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов,
правилам поведения при детской истерики.
Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и истерик у детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Используемое оборудование:
Бейджики с именами для всех родителей, белые листы, фломастеры или
карандаши, карточки с практическими ситуациями (3 шт), памятки (на каждого родителя).
План семинара-практикума:
1. Игра «Встаньте те, кто…»
2. Лекция «Детские капризы и истерики»
3. Проигрывание ситуаций
4. Творческая игра «Какой он - мой ребенок?»
5. Обратная связь
Ход семинара-практикума
У каждого родителя бейджик с именем. Все сидят по кругу.
Игра «Встаньте те, кто». Все участники сидят в кругу. Ведущий
обращается к участникам: «Я хочу предложить вам начать встречу с игры,
которая покажет нам, насколько, при всех различиях и непохожести, мы,
родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных
вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания. Играют в нее так: я начну с
какого-то заявления, которое касается родительского опыта. Все, кто
согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами.
Примеры высказываний:
- Встаньте те,
∙ кто читает детям перед сном,
∙ кто любит путешествовать вместе с детьми,
∙ кто занимается со своими детьми больше часа ежедневно,
∙ кто читает книги, статьи по воспитанию и развитию детей,
∙ кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребенка, и т.д
- Все мы с вами очень разные, но нас объединяют…Дети и проблемы,
связанные с их воспитанием. Тема нашей встречи «Капризы и истерики».
Лекция «Детские капризы и истерики».
• Каждый ребенок капризничает и иногда впадает в истерику. Такие
ситуации видел, пожалуй, каждый взрослый. Почти все дети в таких
ситуациях ведут себя одинаково. А вот взрослые по-разному. Давайте
сегодня поговорим, что же такое детский каприз, истерика и что делать нам
взрослым, попавшим в подобную ситуацию.
Каприз (википедия) — малообоснованное желание, причуда,
прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо.
Родители называют признаки каприза
«Симптомы» каприза: плач, крики, топанье, разбрасывание подвернувшихся
под руку игрушек и предметов.
Капризы также бывают и беспричинны. Это происходит не только потому,
что многие из таких малышей не могут еще объясниться с помощью слов, но
и потому, что сами не могут понять и обобщить своих переживания и
эмоции.
Детская истерика может сопровождаться и припадочными
состояниями: дикий рёв и крики, катание по полу, и даже судорожное
выгибание дугой. Часто истерика при повышенном внимании
окружающих усиливается, и, проходит, как только это внимание
исчезнет.
Если ребенок здоров, то немотивированного негативного поведения у
него не бывает. Прежде чем понять, как предотвратить истерику,
разберемся в возможных причинах.
Причины капризов и истерик | Ваши действия |
Капризы могут появиться из-за | |
1) Боль - он мог удариться, и Вы | Исправить положение Вы можете |
2) Испуг - он мог испугаться, (даже, к | |
3) Обида - он мог обидеться, исходя |
из разных ситуаций (чувствует себя | проблеме, вызвавшей капризы – не |
4) Досада - он мог расстроиться, из | |
5) Недостаток внимания – в | |
6) Шантаж – ребенок требует чего | Стремление ребенка |
Для того, что бы проанализировать, что именно является причиной
частых истерик и капризов Вашего малыша: необходимо отмечать для себя -
противчего он особенно протестует:
1) Как часто ребенок впадает в истерику;
2) Как долго это длится;
3) В какое время это чаще происходит;
4) В чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и пр.);
5) Где это случается;
6) Что служит поводом этому;
7) Каковы последствия каждого случая.
Если в течении 3-4 недель Вы сможете заполнять каждый раз такую
табличку, Вы сможете многое узнать о своем ребенке и причинам его
истерик. И легче выбрать для себя те способы, которые могут предотвратить
подобное негативное поведение.
Чего нельзя делать до, во время и после истерики:
• Чрезмерно | Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования |
• Читать | Во время истерики, они просто бесполезны, ребенку сейчас |
• Физически | Физическое наказание и озлобленные окрики в такой |
• Кричать на | Есть такой красивый принцип – все самое важное должно фантазия, смекалка, умение понять ребенка, но – его |
• Высмеивать | Если переводить любое проявление чувств (в том числе и |
• Полностью | Бывает, что маленький ребенок кричит и ревет, и не может |
• Говорить | Никогда нельзя осуждать ребенка за его чувства, любые |
Как предотвратить истерики у ребенка?
Атмосфера | В спокойные моменты чаще говорите ребенку, как Вы его Семейные традиции (совместное проведение праздников, |
Одна | Необходимо четко определить список строго запрещенных, |
Обсуждения | Чтобы ребенку лучше понять и принять, как «можно» и как |
Если готовится «разразиться гроза»…
• Активное | Активно слушать ребенка — это значит дать понять ребенку, |
• | «Только не начинай кричать! Не стони!» - говорите Вы, и |
• Если | Этот психологический прием срабатывает! Фантазирование с |
требование, | ребенком о сильно желаемом, но невозможном, часто |
которое | помогает больше, чем «разумные доводы». |
предъявляет | |
Вам ребенок | |
– выполнить | |
невозможно, | |
то можно | |
попробовать | |
помечтать | |
вместе с ним | |
на эту тему |
Пример: гуляем, вдруг ребенок увидел автобус и как заорет: "Купи
автобууус". И всю дорогу идет и орет на всю улицу, что ему нужен автобус.
… у него навязчивая идея - он истерит.
Можно предложить такое продолжение событий:
…Мама остановилась на минутку, присела на корточки, заглянула
ребенку в глаза и доброжелательно сказала: "Ты хочешь, чтобы я купила
тебе настоящий автобус (не вопрос, а именно утверждение, знак того,
что мама уже поняла ребенка)... Это было бы здорово... Ты водил бы
автобус, и возил бы меня, папу и сестренку - куда угодно, хочешь - в
зоопарк, хочешь.. в кафе... Как ты думаешь - автобус много денег стоит?
Наверное, нам надо сначала подкопить на него... А еще водитель
автобуса должен научиться управлять им
так, чтобы не нарушать дорожные правила, иначе милиция заберет у
него автобус. Давай дома начнем потихоньку копить на автобус и
учиться правилам дорожного движения!" Скорее всего - ребенок
включится в фантазии, помечтает вместе с мамой - и по пути уже сам
продолжит смаковать подробности...
• Скажите | К примеру так: "Мне очень не нравится, когда дети кричат в |
Если истерика началась: если дело дошло до того, что ребенок вопит как
пожарная сирена и валяется по полу, то Вам стоит предпринять следующие
действия:
Самое главное, и наверное, самое трудное, возьмите себя в руки и |
• Оказаться с ребенком на одном уровне взгляда. |
• Затем твердо и простыми словами объясните ребенку, почему |
• Если он делает вид, что не слышит, и продолжает истерить, предупредите: |
• Помните, что подобное «шоу» рассчитано на зрителей. Просто |
• Если на ребенка никто не обращает внимания, то кричать ему вскоре станет |
• Когда напряжение спадет, постарайтесь сразу же переключить его |
• Позднее, возможно вечером, когда Вы будете уверены, что эту тему пора |
• Обязательно научите ребенка нести ответственность за свои проступки |
• А как же наказать? Если ребенок старше 2-3-х лет это может быть впрок: |
Проигрывание ситуаций.
Психолог проходит с волшебным мешочком, каждый участник-родитель
достает плоскостную геометрическую фигуру из мешочка.
- Сейчас мы с вами организуем 3 группы: вместе собираются те у кого
квадратики, кружочки, треугольники.
Психолог раздает каждой группе ситуацию. Время на обдумывание 1
минута. По истечении времени каждая группа зачитывает свою ситуацию и
свой вариант решения проблемы.
Ситуации:
1. В магазине ваш 4-летний сын закатывает скандал, выпрашивая
игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как Вы
поступите в данной ситуации?
2. Папа после работы забирает ребенка из детского сада. Они с
дочерью гуляют уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает
капризничать и уговаривать отца еще погулять. Как поступить?
3. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не
хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы
предпримите?
Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»
Ведущий: «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это
главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаю
следующее задание
«Какой он мой ребенок».
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего
ребёнка (Если имя длинное, то можно использовать уменьшительно ласкательную форму или обвести вторую руку).
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего
ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в
семье. После выполнения задания предлагается поделиться
впечатлениями, рассказать о своей работе.
Ведущий: «Вот и подходит к концу наша встреча. Сегодня мы побывали
в царстве капризов и истерик, убедились, что плохое поведение у детей –
явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в
свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание помогут вам понять, что
безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. Помните, что
воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими,
какие они есть!»
Обратная связь.
Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующее собрание проводим «Обратную связь».
По кругу передается мяч. Форма проведения устная:
∙ Чем полезна именно для вас данная встреча;
∙ Какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;
∙ Ваши пожелания.
В конце встречи каждому родителю дарят памятку:
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы
его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только
этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка и т.д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» -
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут
фантазия, юмор, игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар-практикум для родителей: «Капризы и истерики детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей со способами преодоления детских капризов, правилами поведения при детской истерике. Задачи:1. Помочь родителям определить пр...
Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой.
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие ро...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...
Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой
Семинар-практикум для родителей «В царстве упрямства и капризов» или как справиться с детской истерикой Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в с...