Консультация для родителей. Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Зоя Алексеевна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №34 «Крепыш»

г. Новочебоксарска  Чувашская Республика

Консультация для родителей

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)»

Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте и иметь разные проявления. Процесс воспитания детей с речевыми нарушениями является трудоемким и кропотливым и требует единства требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются нарушение процесса формирования произношения из-за дефектов восприятия и произношения звуков речи. Они хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Для речи таких детей может быть характерна недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция.

Особенности психологического развития детей, имеющих нарушения речи.

У дошкольников с речевыми нарушениями страдают и другие высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения, в связи с чем детям сложно запомнить последовательность заданий, сложные инструкции, порядок действий.

  • у детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки;
  • снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами;
  • часто нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность;
  • объем памяти зачастую снижен, т.е. при относительно сохранной̆ смысловой̆, логической̆ памяти у детей̆ с нарушениями речи заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания;
  • снижен уровень развития мышления (особенно, словесно- логического);
  • нарушена целостность восприятия, дети испытывают затруднения при складывании разрезных картинок, при выполнении конструирования по образцу, неточно располагают детали в рисунке, либо фигуры в пространстве.

Дошкольники с ТНР с трудом овладевают без специального обучения приёмами мышления как анализ (разъединение целостного предмета на составляющие части) и синтез (соединение ранее выделенных частей в целое), отстают в развитии словесно – логического мышления.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется, характеризуется проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Иногда наблюдается заторможенность и вялость. Дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.

Особенности взаимодействия с детьми с речевыми нарушениями в семье.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой внимательности и терпении со стороны родителей и близких родственников. Необходимо следить за тем, как говорит ребенок, и поправлять его. Воспитание ребенка с ТНР требует немало усилий, чтобы вернуть ему потерянное чувство уверенности, поддерживать его эмоциональную стабильность. Важно создать вокруг ребенка атмосферу понимания и поддержки, ощущая которые он будет более уверенно преодолевать различные трудности.

Рекомендации родителям детей с ТНР

НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ подчеркивать при ребенке о его дефект, передразнивать речь ребенка, ругать, критиковать и высмеивать.

Необходимо поддерживать интерес ребенка к речевому общению, чаще разговаривать, расспрашивать ребенка, рассказывать истории, читать книги, петь песни. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни.

Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите рассказать о различных предметах и событиях, которые ребенок видит на улице.

Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово, но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования навыка правильного произношения. Речь родителей должна быть доступна ребенку по содержанию: не загружайте ребенка непонятными ему словами, сложными грамматическими конструкциями, заучиванием сложных по структуре и содержанию стихотворений.

При обучению повседневным действиям, разучивании стихотворений рекомендуется использование визуальных подсказок (картинок, мнемотаблиц и др.), так как для детей с ТНР характеры снижение слухового внимания и объёма слуховой памяти.

Говорить с ребенком рекомендуется медленно, спокойно, мягко, четко. Важно проявить терпение, не перебивать ребенка, когда он говорит и давать ребенку возможность закончить свое высказывание.

Для ребенка необходимо создать эмоционально благоприятную обстановку в семье, поддерживать, хвалить за малейшие достижения, давать право на ошибку.

Избегать переутомления, не посещать большое количество кружков и секций.

Поддерживать дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки.

Необходимо оградить ребенка от сильных впечатлений, ограничить использование гаджетов, просмотр телепередач, учитывать возрастные ограничения, исключить просмотр агрессивных фильмов, сцен жестокости, поскольку все выше перечисленное усиливает тревогу и негативно сказывается на детской психике.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в детском саду

В детском саду непосредственно развитием речи занимаются логопеды, а педагоги-психологи делают акцент на развитии познавательной        и        эмоционально-волевой        сферы, учитывая психологические особенности детей с нарушениями речи.

Работа педагога - психолога с детьми с ТНР предусматривает:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
  • определение содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, степенью выраженности нарушений развития;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации;
  • осуществление психолого-педагогической помощи с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Формы психолого-педагогической работы с детьми с ТНР:

  • групповая совместная деятельность (развивающие игры, пальчиковые гимнастики, коммуникативные игры и др.);
  • подгрупповые коррекционно-развивающие занятия;
  • индивидуальная диагностическая работа и коррекционно- развивающие занятия.

В процессе занятий используются различные формы их организации: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, соревнования и другие. А также различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Заключение.

Таким образом, эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР зависит от понимания и поддержки взрослых, единства требований в семье и дошкольном учреждении. Самое главное, любите, поддерживайте ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит в себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

В презентации  описаны психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Психологические особенности развития детей 3-4 лет»

Третий год жизни ребёнка…Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труд...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...

Консультация для родителей "Психологические особенности развития детей 4-5 лет"

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их заниматель...

Консультация для родителей: "Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр"

В консультации представлены нейроигры, которые можно применять на этапах постановки и автоматизации звуков....