Тренинг на сплочение коллектива "Вместе мы - сила"
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Тренинг «Вместе – мы сила!»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи: упражнять в выборе комфортного положения в коллективе;
формировать умение действовать сообща;
наладить оптимальный уровень психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Ход тренинга
Ведущий (педагог-психолог):
Несколько лет назад (а у каждого из вас это количество разное), остановив свой выбор на профессии воспитателя, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, согласились окунуться в мир удивительного детства. Мы все когда то были детьми, давайте не надолго оторвемся от реальности и вернемся в мир детства.
Предлагаю всем встать в круг и вспомнить, как вас в детстве называли ваши близкие. Например: меня зовут …, а в детстве меня называли «…».
Все вы знаете, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Вот и я хочу вам предложить немножко поиграть.
Упражнение 1. «Найди свою пару».
Ход: Каждому участнику тренинга выдается карточка на которой написано название животного, которое нужно изобразить. В группе все животные парами. Нужно найти свою пару.
Затем идет обсуждение: что было легко, что сложно, какие возникли эмоции. Образовавшиеся пары можно оставить для следующего упражнения.
Упражнение 2. «Здравствуй, здравствуй!»
Слово ведущего: У каждого из вас были друзья. Давайте, вспомним, свои детские ритуалы приветствия, каким образом мы здоровались со своими друзьями. Ответы педагогов.
А теперь давайте поздороваемся новым способом. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Я буду произносить стихотворение-приветствие, а вы будете выполнять соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дёргают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Педагоги остаются на своих местах (парами).
Упражнение 3. «Посещение зоопарка»
Слово ведущего: В детстве все мы любили ходить в зоопарк. Мы сейчас поиграем в игру «Посещение зоопарка». Один присаживается на стул, а другой становится сзади него. Потом меняются местами.
Я тем, кто стоит, буду говорить, что делать. Итак,
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем сторож открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные).
Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
А сейчас я предлагаю вам проверить, можете ли вы взаимодействовать в команде и доверять друг другу.
Упражнение 4. «Паровозики»
Ход: «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты - это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он - паровоз. Он держит за локти среднего, средний - первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?
Вопросы для обсуждения: Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
Упражнение 5. «Снежинка»
Следующее задание, которое мы с вами сегодня выполним. Возьмите чистый лист бумаги А4 сядьте на места и закройте глаза. Вам необходимо выполнить определенное действие с бумагой, так, чтобы результат у всех был одинаковый. Слушайте внимательно инструкцию: Согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. Откройте глаза, что получилось.
Узоры получились различные, есть похожие, но нет одинаковых. Хотя инструкция была для всех одинаковой.
Это говорит о том, что все абсолютно разные. Но для взаимодействия в коллективе необходимо умение понимать друг друга и использовать сильные стороны отдельных членов коллектива на общее благо, для успеха в общем деле. И даже если у нас есть какие-либо недостатки, их тоже можно превратить в достоинства. Предлагаю вам послушать притчу.
Притча о пользе недостатков
У человека было два ведра, и в одном из них была трещина.
Всегда, когда он приносил воду домой, одно ведро оставалось полным, а другое наполовину пустым, потому что вода просачивалась через трещину по дороге.
Целое ведро очень гордилось своей работой, а ведро с трещиной стыдилось, что может сохранить только половину воды по дороге. Не выдержав стыда, ведро заговорило с водоносом:
- Я неудачник. Я неумеха, мое существование нелепо и бессмысленно.
Из-за трещины я не могу удержать воду… Почему же ты не выбросишь меня?
На что человек ответил дырявому ведру:
- А ты видел цветы у обочины дороги, по которой я ношу воду? Они растут только с той стороны, где проливается вода. А с другой стороны только пыль.
Зная о твоем "недостатке", я специально посадил семена цветов на твоей стороне дороги. Уже два года я радуюсь красоте этих цветов, и мне становится легче носить воду.
Предлагаю вам упражнение, которое поможет нам выяснить, легко ли мы понимаем друг друга и устанавливаем взаимодействие.
Упражнение 6. «Рисунок на спине»
Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
При желании участников упражнение может повториться, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
После упражнения ведущий задает вопросы. Что помогало понимать и передавать ощущение? Что чувствовали первые и последние стоящие в команде? Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
Все мы очень разные, но в коллективе важен каждый. Вместе мы – сила!
Упражнение 7. «Доброе животное».
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие мышечного напряжения, поднятие настроения.
Время: 3 минуты.
Ход проведения: Участники встают плечом к плечу. Ведущий: Нас с вами … человек. Представьте себя одним целым, одним большим и добрым животным. Возьмитесь за руки. Животное дышит: шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох. У животного бьется сердце: два шага назад – притопывая, два шага вперед. И снова… дышит, бьется сердце (3- 4 раза)… А сейчас животное потягивается: все подняли руки вверх, потянулись… Животное зевнуло: все отклоняются назад и возвращаются в исходное положение. Животное ложится спать, заваливаясь на один бок, потом на второй: присаживаются одна группа участников, потом вторая…кладет голову: присаживается третья группа участников…
Упражнение 5. «Пожелание по кругу».
- Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!
Упражнение 5. Рефлексия (устная, по кругу):
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
- Будете ли вы применять полученные знания? Где?
- Какое задание вам понравилось больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочение детского коллектива
Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива!Цели:• развивать чувство единства, сплоченности;• учить детей действовать согласованно.Материалы:— клубок достаточно прочных ниток.- волшебный мешо...

Тренинг на сплочение коллектива родителей. Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме.
Сценарий родительского собрания в нетрадиционной формеТренинг на сплочение коллектива родителейЦелевая аудитория: коллектив родителей воспитанников группы (класса), сформированной в новом учебно...

Тренинг на сплочение педагогов "Вместе мы сила"
Тренинг на сплочение педагогов включает в себя 5 упражений, направленными на создание чувства единства, организованности и сплоченности....

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе мы - сила»
Для улучшения качества взаимодействия между воспитателями, психологического климата в коллективе, развития ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач педагогу-психологу детского ...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Вместе мы сила»
Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Вместе мы сила»...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»
План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...