Формирование креативного мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ технологии.
консультация по психологии

Воронина Наталия Владимировна

Использование технологии ТРИЗ оказывает положительное влияние на развитие творческой и мыслительной активности детей. В теории ТРИЗ задания предполагают не только наличие проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить, но и большое количество заданий, направленных на развитие творческого воображения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование креативного мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ технологии.

Современное общество требует от формирующейся личности способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, к самостоятельному мышлению, к принятию самостоятельных решений.

В связи с этим одним из важнейших направлений в обучении подрастающего поколения является инициация и развитие творческой (креативной) активности.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС ДОО  и условиям современной жизни.

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения  требует постоянного совершенствования методов работы по формированию творческого мышления дошкольников, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

В связи с этим многие ученые занимались этой проблемой развития личности.  Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) нашла отражение в работах А. Б. Попова, Г. С. Альтшуллера, В. А. Михайлова, Г. И. Альтова, Б. Л. Золотина, А. В. Зусмана, В. М. Герасимова, С. С. Литвинова, М. И. Мееровича, А. М. Пиняева и др.

За рубежом исследованием творческого мышления занимались известные психологи:  Г.В. Олпорт, Д. Ричардсон, Ф. Мак Гроу, Р. Арнхейм, Е.М. Браун, Р. Кульман, Д. Перкенс и другие.

Проблема гибкости мышления отражена в работах зарубежных  психологов  Дж. Гилфорд,  Е. Торренс,  Р. Кеттел, П. Андерсон, Я. Гецельс, С. Смитт, С. Мильгрэмм, У. Ковач и других.

В России исследовали процессы развития творческого мышления такие психологи,  как Д.Б. Эльконин,  В.В. Давыдов,  П.Я. Гальперин, Л.А.  Венгер, И.С. Якиманская, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, Ф.Я. Юдович, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и другие.

Ученые однозначно отмечали, что любое  развитие, в том числе и творческое, имеет определенные возрастные пределы. И, естественно, чем раньше в человеке начать развивать творческие способности, тем лучше.

        Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.   ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, педагог сможет вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.  Ее цель – помочь изобретателю использовать с максимальной отдачей уже имеющийся у него запас знаний и опыта. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.  Методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.

Целью моей работы я определила овладение и использование адаптированных методов ТРИЗ в развитии творческого мышления, воображения, изобразительной деятельности и речи детей, помогающих детям решать нестандартные задачи расширять кругозор.

В соответствии с целью я определили следующие задачи:

 - изучить теоретическую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения, изобразительной деятельности и речи детей дошкольного возраста.

- раскрыть особенности креативного мышления, изобразительной деятельности и воображения дошкольного возраста детей.

- разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, мышление, изобразительную деятельность и речь детей с использованием методов и приемов ТРИЗ.

- определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через диагностику психических процессов.  

Для реализации намеченной цели я спланировала свою педагогическую работу  по следующим направлениям:

1. Работа с детьми:  диагностика,   использование методов и приемов ТРИЗ и реализация проектов для развития творческого потенциала.

2. Работа с родителями – консультирование.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приемов ТРИЗ.

Занятия с использованием ТРИЗ всегда были  интересными, увлекательными, доброжелательными, материал предлагался  весело, эмоционально; разбирались жизненные ситуации.  Творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала:  разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.  Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения, так как это  повышает уверенность детей, а следовательно и  познавательный интерес.

Одним из самых интересных методов развития мышления, воображения и речи детей для меня оказалась мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию речи позволило детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Символы мной были максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных я использовала схематичное изображение елки, а для изображения домашних – дома. Дидактическим материалом нам служили мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сократило время обучения, что позволило включать в занятие интегрированные виды деятельности и, как следствие, в полной мере формировать творческое поисковое мышление детей.

Особенно эффективным оказалось для меня использование мнемотаблиц в рассказывании и сочинении сказок, обучению составлению описательных рассказов, разучиванию стихотворений.

Я рассматриваю мнемотаблицы не как определившиеся схемы для восприятия детьми на протяжении всего периода обучения. Каждый раз, читая или рассказывая детям сказку или стихотворение я всегда учитываю индивидуальные особенности детей, их ассоциативные возможности, способность к восприятию той или иной информации. Поэтому на любое произведение я стараюсь создать свою таблицу, в которой учитывается даже эмоциональный настрой детей на данный момент. Поэтому работу с мнемотаблицами я всегда провожу с небольшой группой детей – от 2-х до 6 человек.

Для того, чтобы придумать что-то новое, детям необходим особый настрой.  Для этого я использовала  метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, рисование несуществующего животного, которые позволяют оживить все основные направления развития ребенка: познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Дети с большим интересом рассматривали и изучали объекты, придумывали волшебные предметы, подарки из сказочной страны, составляли портреты елочки, весенних месяцев, создавали образы фантастических животных, любимой стали игры  «Загадалки», «Сочини рифму», «Усовершенствуй предмет», «Почему это произошло?», «Кляксы», «Дорисовки» и т.д.

Очень важно в данном направлении работы с детьми открытие перед ними «тайны двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, событии, явлении, факте. Это очень хорошо реализуется в таких играх, как : «Хорошо- плохо», «Полезно- вредно», «Скажи наоборот».

Огромный прогресс в познавательно-речевом развитии детей я отметила в играх на системный анализ. Чем связаны дерево и стол? Что общего у ручейка и птички? Чем похожи мама и солнышко?

На прогулках я постоянно использую методы фантазирования: оживление, увеличение- уменьшение. Наблюдаем с детьми за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем нам расскажут, что нам покажут. Оживляем ветер: кто его мама? Кто друзья? О чем ветер спорит с солнцем?   Очень интересен метод эмпатии, дети представляют себя на месте наблюдаемого.  Ребенку предлагаю превратиться в  воробушка: «Что ты чувствуешь? », «Кого боишься? », «О чем мечтаешь? »  

На прогулках с детьми  мы придумываем загадки, рисуем палочками на земле, часто берем с собой увеличительные стекла, разноцветные очки, зимой часто рассматриваем мир через прозрачные льдинки.   Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.

В результате дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции.

Результат моей работы виден в детях,  преодоление застенчивости, скованности, умение выражать свои мысли словом, появление наглядно-образного мышления с начатками логического, творческий подход к решению заданий, любознательность, повышение познавательного интереса. Занятия способствовали интеллектуальному развитию, что также ценно для подготовки детей к школе.

Список использованной литературы.

1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

2.Венгер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М., 1969.

3.Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. — Дошкольное воспитание, 1982, № 3

4.Венгер Н. Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. — Вопр. психологии, 1970, № 4.

5. Джоан, Ф. Как развить таланты ребенка, от рождения до 5 лет / Ф. Джоан. – М.: АО «Столетие», 1995. – 240 с.

6. Ермакова, Е. С. Гибкость как свойство продуктивного мышления и ее развитие в детском возрасте / Е. С. Ермакова. - Шуя, 1999. – 132 с.

7. Ермакова, Е. С.  Развитие гибкости мыслительной деятельности детей как предпосылки продуктивного и творческого мышления / Е. С. Ермакова. – Иваново, 1997. – 98 с.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967.

9. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959

10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971

11. Матюшкин, А. М. Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. – 2001. - № 1. – С. 128 – 140.

12. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. — 272 с.

13. Поддьяков, А. Н. Развитие комбинаторных способностей / А. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 10.- С. 90 – 96.

14. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 344 с.

15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 536 с.

16. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 325 с.

17. Torrance E. P. Education and the Creative Potential. Minneapolis, 1967. — 167 p.

18.Wellek A. Musikpsychologie und musikästhetik. Frankfurt am Main, 1963. — 360 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса примен...

«Формирование инженерного мышления детей дошкольного возраста через программирование на основе LEGO WeDo»

žРобототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития д...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашки Блума)»

Цель мастер-класса: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка ...

Мастер-класс «Использование метода «Музыка в рассказе» в формировании креативного мышления детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно...