Межличностные конфликты
консультация по психологии
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностные конфликты.
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Проблема конфликтов, как между родителями, так и взаимоотношений родитель-воспитатель— это глобальная проблема социума и самой системы образования. Существует множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитании взрослых, воспитателя и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения.
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль на формирование личности ребёнка оказывает воспитание родителя (его характер, устои воспитания в детстве) и характерные черты самого воспитателя.
Что такое конфликт? Конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Каковы же причины возникновения конфликтов? Почему зачастую люди просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны «баррикад»?
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в другой семье. При столкновении этих двух концепций, обычно в образовательном учреждении, может возникнуть конфликт. Родители должны понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей. И также могут не работать по отношению к другому ребенку. Как действовать в данной ситуации?
Компромисс – это такой выход из ситуации, при котором все стороны оказываются, удовлетворены в той или иной мере. При сотрудничестве следует находить решение, отвечающее интересам обеих сторон. Для этого необходимо хорошо вникнуть в проблему, действовать открыто, перебирать альтернативные и эффективные выходы из ситуации
Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт.
Кодекс поведения в конфликте. Как разрешать конфликт?
- Настройтесь на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
- Переключитесь с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.
- Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
- Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции.
- Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
- Предложите оппоненту высказать свои варианты решения проблемы.
- Давайте оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность
- Отражайте как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
- Не бойтесь извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
- Оформите приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.
Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым.
- Всячески избегайте характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?».
Как избежать конфликта?
- Не делитесь своим плохим настроением. Контролируйте свой гнев.
- Говорите спокойно, не кричите и не грубите.
- Объясняя свою точку зрения, выслушайте другого.
- Аргументируйте свое мнение без оскорблений.
- Постарайтесь найти компромисс решения возникшей проблемы.
Консультацию подготовили педагоги -психологи: Кабак Я.В., Редькина О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклы – миньоны, как эффективное средство решения внутрисемейных и межличностных конфликтов.
данный материал позволит педагогу - психологу в нетрадиционной форме решить конфликтные ситуации в жизни ребенка - дошкольника...

Рекомендации, оказавшимся в стрессовой ситуации межличностного конфликта.
Понаблюдайте за своими внутренними голосами Родителя, Взрослого и Ребёнка. Каждый из них – это, в сущности, наш прошлый опыт взаимодействия с нашими родителями, учителями, друзьями , с самим собой в д...

Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Конспект развивающей НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Хвосты (межличностные конфликты)»
Конспект НОД в рамках программы психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) «Цветик-семицветик» (интеллектуальное, эмоциональное и волевое разв...

Методическая разработка: тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей «Межличностные конфликты».
Тема: «Межличностные конфликты. Тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей.Целями и задачами тренинга является:Формирование у детей понимания причин возникновения конфлик...