Межличностные конфликты
консультация по психологии

Оксана Игоревна Редькина

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_konflikty.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностные конфликты.

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Проблема конфликтов, как между родителями, так и взаимоотношений родитель-воспитатель— это глобальная проблема социума и самой системы образования. Существует множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитании взрослых, воспитателя и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль  на формирование личности ребёнка оказывает  воспитание родителя (его характер, устои воспитания в детстве) и характерные черты самого воспитателя.

Что такое конфликт? Конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Каковы же причины возникновения конфликтов? Почему зачастую люди просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны «баррикад»?

Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в другой семье. При столкновении этих двух концепций, обычно в образовательном учреждении, может возникнуть конфликт. Родители должны понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей. И также могут не работать по отношению к другому ребенку. Как действовать в данной ситуации?

           Компромисс – это такой выход из ситуации, при котором все стороны оказываются, удовлетворены в той или иной мере. При сотрудничестве следует находить решение, отвечающее интересам обеих сторон. Для этого необходимо хорошо вникнуть в проблему, действовать открыто, перебирать альтернативные и эффективные выходы из ситуации

Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. 

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт.

Кодекс поведения в конфликте.  Как разрешать конфликт?

  1. Настройтесь на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
  1. Переключитесь с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.
  1. Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
  1. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции.
  1. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
  1. Предложите оппоненту высказать свои варианты решения проблемы.
  1. Давайте оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность
  1. Отражайте как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
  1. Не бойтесь извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
  1. Оформите приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.
    Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым.
  1. Всячески избегайте характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?».

Как избежать конфликта?

  1. Не делитесь своим плохим настроением. Контролируйте свой гнев.
  2. Говорите спокойно, не кричите и не грубите.
  3. Объясняя свою точку зрения, выслушайте другого.
  4. Аргументируйте свое мнение без оскорблений.
  5. Постарайтесь найти компромисс решения возникшей проблемы.

Консультацию подготовили педагоги -психологи: Кабак Я.В., Редькина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклы – миньоны, как эффективное средство решения внутрисемейных и межличностных конфликтов.

данный материал позволит педагогу - психологу в нетрадиционной форме решить конфликтные ситуации в жизни ребенка - дошкольника...

Рекомендации, оказавшимся в стрессовой ситуации межличностного конфликта.

Понаблюдайте за своими внутренними голосами Родителя, Взрослого и Ребёнка. Каждый из них – это, в сущности, наш прошлый опыт взаимодействия с нашими родителями, учителями, друзьями , с самим собой в д...

Межличностные конфликты

Функциональые и дисфункциональные конфликты...

Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Конспект развивающей НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Хвосты (межличностные конфликты)»

Конспект НОД в рамках программы психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) «Цветик-семицветик» (интеллектуальное, эмоциональное и волевое разв...

Методическая разработка: тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей «Межличностные конфликты».

Тема: «Межличностные конфликты. Тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей.Целями и задачами тренинга является:Формирование у детей понимания причин возникновения конфлик...