Семинар-практикум для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
консультация по психологии

Андронова Дарья Александровна

Большой проблемой для воспитателей, родителей и самих детей является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Наличие агрессивных форм поведения у детей является показателем нарушения эмоциональной сферы, эмоционального неблагополучия, а соответственно психического развития. Агрессивное поведение – как результат неудовлетворения базовых потребностей со стороны родителей в любви, внимании, понимании собственного ребенка, отражается на психологическом здоровье в целом.

Соответственно организованная работа педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

Picture background

Педагог-психолог:

Андронова Д.А.

Семинар-практикум для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семье.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Агрессия», ее причины и формы проявления.

2. Научить педагогов выявлять агрессивных детей (дать критерии агрессивности).

3. Познакомить с методами работы по коррекции агрессивного поведения.

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

Педагог-психолог: 

- Добрый день, уважаемые коллеги! В каждой группе детского сада есть хоть один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Такой ребёнок дерётся, отбирает игрушки, оскорбляет окружающих, одним словом – становится «грозой» коллектива. Такого ребёнка сложно принять, а ещё сложнее понять. Наличие агрессивного ребенка в группе вызывает недовольство родителей других детей, и конечно же, желание избавиться от такого маленького агрессора. И именно о таком ребёнке мы с вами сегодня поговорим на семинаре. Но для начала я предлагаю настроиться на работу.

2. Упражнение «Мои чувства».

Педагог-психолог:

- Я предлагаю Вам сейчас подумать и описать свои чувства, когда в вашей группе есть агрессивный ребёнок. Как вы себя ощущаете?

Обсуждение эмоций.

3. Теория педагога-психолога на тему: «Агрессивность дошкольников. Как помочь агрессивному ребенку?»

        Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении ребенка носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризиса развития.

Итак, что же такое агрессия? 

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

        Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия, направленные против кого-либо):

• косвенная (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия)

• прямая (представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение)

2. Вербальная агрессия (словесные угрозы, крики, ругань и т. д.):

• косвенная (обвинения и угрозы)

• прямая (дразнилки и оскорбления)

3. Косвенная агрессия (агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо):

• направленная (сплетни, злобные шутки)

• ненаправленная (крики в толпе, топанье, и т. д.)

4. Раздражение (готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости)

5. Негативизм (оппозиционная манера поведения, направленная обычно против авторитета).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда они проявляются с самого раннего детства. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. И число детей с таким поведением стремительно растет.

4. Упражнение «Воздушный шарик»

Педагог-психолог дает инструкцию:

- Сейчас мы с вами будем надувать шарики. Только это не простые шарики. Представьте, что шарики -это дети, а наши вдохи негативные воздействия на ребенка со стороны сверстников, родителей, педагога. Первый вдох - мама утром накричала на ребенка, потому что опаздывает на работу, второй-сверстник в детском саду не дал поиграть новой игрушкой, три- нечаянно толкнул девочку, не удержал равновесие, потому что его толкнули самого, а воспитатель поругал его, четыре- и так далее. Что в итоге станет с шариком? Правильно-лопнет! Это вариант ребенка, который знает, что нужно вести себя хорошо всегда и со всеми. Другой вариант-мы отпустим наши пальцы (отпускайте, шарик начал метаться из стороны в сторону, выплескивая воздух (негативное воздействие) на окружающих. Это вариант ребенка, который не может справиться с внешними раздражителями. В итоге, шарик-ребенок как в первом, так и во втором случае не может приобрести свою правильную и красивую форму.

-Чего же не хватает?

-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!

-Наша с вами основная задача, как педагогов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
  • Игры, направленные на отработку навыков общения;
  • Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

Предлагаю рассмотреть каждый тип игры более подробно.

По желанию можно проиграть данные игры.

5. Игра, направленная на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме

«Листок гнева»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

6. Игра, направленная на обучение приемам саморегуляции, самообладания

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: формирование умения контролировать свои действия.

Содержание. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?» «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

7. Игра, направленная на отработку навыков общения

«Попроси игрушку» (вербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» (невербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Упражнение выполняется аналогично вербальному, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

8. Игра, направленная на формирование эмпатии, доверия к людям

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В.)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Содержание. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасом.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнёра.

В конце я бы хотела с Вами провести упражнение, которое напоминает нам о том, что мы можем найти достоинства в каждом ребёнке. Предлагаю попробовать взглянуть на ребёнка с другого ракурса.

9. Упражнение «Он хороший»

- Помните, в начале нашего семинар мы представляли свои чувства по отношению к ребёнку агрессору, а сейчас предлагаю подумать и поискать в каждом агрессоре его достоинства. Вам важно сказать о ребёнке что-то хорошее.

Педагоги делятся своими ответами.  

10. Рефлексия.

Упражнение «Солнышко»

На магнитную доску крепится солнце без лучей. Педагогам предлагается взять по одному лучику солнца и написать на нём личностные качества ребенка: например, уникальный, любимый, веселый, радостный, добрый. Затем прикрепить к солнцу.

        Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный по времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который, владея способами регуляции поведения, может корректно подойти к решению данной проблемы.

Литература:

Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Р. Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника».

Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей».

Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

А. А. Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...