Буклет. "Психологическая готовность школьному обучению"
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Ямщикова Алена Андреевна

Психологическая готовность к обучению в школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_psihologicheskaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Причины трудностей, возникающих в период   адаптации первоклассников:

-Недостаточная подготовленность ребенка к школе ;

-Соматическая  ослабленность ребёнка, органические повреждения  центральной нервной системы (травмы головного мозга, гипоксии, нейроинфекции);

-Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов;

завышенные ожидания родителей (нормальные средние успехи ребенка воспринимаются  как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко).

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1.Интеллектуальная готовность

2.Личностная

3.Социально-психологическая готовность

4.Волевая готовность ребенка к школе

Личностная готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра). О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

.Интеллектуальная готовность  следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас.

Социально-психологическая готовность ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком.

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

-Создавать положительную мотивацию вашему ребёнку;

-Не сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой;

-Хвалить за любые успехи, продвижение вперед;

-Не акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен;

-Предоставлять ребенку право на ошибку. (Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением.);

-Приучать ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания;

-Читать книжки вместе с ребенком обязательно обсуждайть и пересказывайть прочитанное вместе;

-Соблюдать режим дня и прогулок! (От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал!)

-Ограничить время нахождения Вашего ребѐнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. (Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжѐнного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребѐнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.)

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-66, 7-59-65,

 detsad-53-2011@mail.ru

(

Психологическая готовность к обучению в школе

Подготовила: Ямщикова А.А. педагог-психолог первой квалификационной категории

2025г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

буклет ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Готовность ребѐнка к школе включает в себя:I.Физиологическую готовность.II.Социальную (личностную) готовность.III.Психологическую готовность. каковы же основные причины неподготовленности де...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

буклет "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению...

Экспресс-диагностика речевой готовности школьному обучению старших дошкольников.

Не за горами первый класс? Как оценить, насколько высок уровень развития речи вашего ребёнка или воспитанника? Несложные в проведении и подготовке задания помогут это сделать, подскажут, над чем нужно...

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....