« Психология эмоций и их роль в нашей жизни». для педагогов
материал по психологии
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №30 г. ЛИПЕЦКА
Тема: « Психология эмоций и их роль в нашей жизни».
Подготовила:
педагог – психолог
Симбирцева И.С.
Эмоции играют огромную роль в нашей жизни. Они являются неотъемлемой частью нашего опыта и влияют на наше поведение, принятие решений и взаимодействия с окружающим миром. Понимание основных эмоций и их роли в нашей жизни может помочь нам лучше управлять своими эмоциями и развивать эмоциональную грамотность. Развитие эмоциональной грамотности становится ключевым аспектом нашего благополучия. Эмоциональная грамотность включает в себя умение распознавать, понимать и управлять своими эмоциями.
Чувства и эмоции.
I. Эмоции – это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации.
Эмоции определяют нашу повседневную жизнь. Человек принимает множество важных решений на основе переживаний страха, ненависти, любви или чувств. Отсутствия ярких и позитивных эмоциональных реакций делает жизнь, пресной и породить тяжелый экзистенциональный кризис.
Александра Григорьева – клинический психолог, доктор психологических наук. По словам Григорьевой , первые эмоции появляются уже с рождения В первый месяц жизни можно наблюдать оживления у малыша при виде матери, что проявится в улыбке и фокусировке на ее лице. С каждым годом жизни ребенка его эмоции усложняются. Например, в два года можно наблюдать страх, гнев, радость, удовольствие, любовь. А в пять лет к ним добавится надежда, разочарование, зависть, стыд, восторг, и другие.
Единого понятия «базовые эмоции» в науке не существует. Тем не менее, их выделил американский психолог Пол Экман. По Экману, выделены шесть основных эмоций это:
1. Счастье – ментальное состояние, которое определяется ощущением радости, удовлетворения и благополучия.
2. Грусть – ментальное состояние, которое определяется ощущением разочарования, печали, безысходности и уныния.
3. Страх – эмоция, которая возникает в ситуации угрозы человеку.
#1054;твращение - эмоция, которая проявляется в ответ на неприятный запах, вкус, цвет или пейзаж.
5. Злость – сильная эмоция, которая появляется в ответ на внешние и внутренние раздражители.
6. Удивление - одна из самых проходящих эмоций, которая возникает в ответ на что – то неожиданное.
Эмоции выполняют несколько важных функций.
- Сигнальная. Эмоции указывают на состояние организма и степень удовлетворения его потребностей.
- Коммуникативная. При помощи эмоций мы общаемся друг с другом.
- Регуляторная. С эмоциями связано наше поведение и способы адаптироваться к стрессу.
Эмоции являются важными мотиваторами. Многие люди стараются испытать чувство удовлетворения, радости, гордости или триумфа от успеха. Аналогичным образом мы усердно работаем, что бы избежать негативных последствий и сопутствующих им чувств.
II. В обыденной жизни термины «эмоции», «чувства» и «настроения» используются как взаимозаменяемые синонимы. Однако в психологии их отличают друг от друга:
*Эмоции – относительно кратковременное, отражающее значение ситуации для человека переживание, которое возникает ситуативно, но не по отношению к конкретному объекту – например, радость или тревога.
* Чувства – обычно более продолжительные, всегда предметные, отражают стабильное отношение к другому человеку или явлению – например, ненависть, зависть, ревность, гордость.
* Настроение – еще более продолжительное переживание, которое может вызываться широким кругом событий – например, подавленное настроение из – за, ряда неудач.
Однако, эмоции и чувства – синонимы, а их разделение условно.
III. Очень важно выражать эмоции. Принято считать, что подавление эмоций является вредным. Их нужно уметь отпускать и проживать. Однако оптимальная степень и интенсивность этого процесса у всех людей разная. Например, для кого – то постоянное активное выражение эмоций может привести к негативным последствиям.
Один из примеров – это эмоциональный каскад, когда под воздействием какого – либо переживания сразу активизируются и другие. Из – за этого человек оказывается под лавиной собственных чувств и эмоций. Выйти из этого состояния для него оказывается возможным только при помощи деструктивных методов – через алкоголь, наркотики. Поэтому важно регулировать собственные эмоциональные состояния: где – то выражать, а где – то придерживать. Если находить такой баланс самостоятельно сложно, то стоит обратиться к специалисту. Внезапные и мощные эмоции могут привести к состоянию аффекта, опасному и для того кто его испытывает, и для окружающих.
Под влиянием эмоций люди зачастую принимают импульсивные решения, в которых позже могут раскаиваться, в этом опасность эмоций. С другой стороны эмоции могут быть полезны, они помогают не совершать ошибки: например, страх помогает проявлять осторожность, злость – мобилизоваться и действовать активнее, радость призывает к прощению. Так, что эмоции вызывают крайне важную функцию в жизни человека. Если глубокие переживания подавляются и не получают адекватного выхода это оказывается на психологическом и физическом состоянии человека и в итоге может вылиться в тяжелое заболевание. Длительное отсутствие ярких переживаний делает повседневность однообразной и пресной, тогда как сильная эмоция может дать энергию и наполнить жизнь смыслом. В разных кругах общества могут быть приняты совершенно разные нормы поведения и проявления эмоций. Большую роль в этом играют и национальные традиции. Во многих странах Востока в целом не принято проявлять эмоции, зато у большинства народов юга эмоциональная открытость в порядке вещей. Во всем необходима мера. Так, постоянное бурное проявление эмоций тоже вредно и может вызвать весьма негативные последствия. Например, ссора между супругами может начаться с незначительных претензий, а закончится шумным скандалом, потому что людей накрыл водоворот собственных чувств.
IV. Важно научиться регулировать эмоциональное состояние. Бурное проявление эмоций не всегда уместно, поэтому навык саморегуляции в современном мире крайне полезен. Для этого существуют разные виды медитации, основанные на дыхательных техниках. Для их выполнения следует удобно устроиться сидя, в спокойном месте, закрыть глаза и, дыша равномерно и медленно, представлять перед собой умиротворяющие картины вроде текущей воды или солнечной лесной поляны. Однако есть и другие способы справиться с чувствами.
Способы снизить интенсивность эмоций:
1). Включите позитивную ритмичную музыку, потанцуйте под неё, спойте свою любимую песню.
2). Запишите на листе бумаги все, что заставляет вас негодовать и переживать, после чего порвите и выкиньте листок.
3). Сядьте на стул, другой поставьте напротив и вообразите, что на нем сидит человек, который вызывает раздражение. Выскажите ему все, что о нем думаете.
4). Попробуйте нарисовать или слепить из пластилина эмоцию, которая терзает. Можно просто представить ее в виде образа, после чего мысленно сократите масштаб этой эмоции и, используя силу воображения, выкиньте из своей жизни.
5). Произнесите вслух свое переживание и постарайтесь преувеличить его. Такой метод часто вызывает осознание что эта эмоция является лишь незначительной частью жизни и не стоит того внимания, которое ей уделяют.
В заключении хочется сказать, психология эмоций помогает нам создать более гармоничные отношения с собой и другими людьми, помогает нам более эффективно справляться с жизненными стрессами, улучшает наше самочувствие и повышает уровень счастья.
Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы.
1). «Здравствуйте» (радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность). 2). Изобрази эмоцию (изображение смайлика с различной эмоцией) (Угадать).
3). Фоторобот (карточки, изображение трех частей лица – лоб и брови; глаза и нос; губы и подбородок. Выложить карточками лицо , выражающее задуманное настроение.(команда). 4). Цвет эмоций, рисуем настроение (характер линий: плавные, угловатые, мелкие, широкие, тонкие и т. д). 5). Нарисуй, что слышишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МЧС и его роль в нашей жизни"
Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной группы. Служит в качестве ознакомительного материала детей со службой МЧС. По желанию можно дополнить сценарий конкурсами и эстафетами....

Практическое занятие педагога-психолога с родителями воспитанников детского сада "Наша дружная семья"
Вашему вниманию представлено занятие №3 "Школы молодого родителя" из серии "Бесконфликтное общение"...

Неделя психологии в детском саду «Пусть наша жизнь будет яркой и интересной»
Информационная газета для родителей. Подведение итогов недели психологии в детском саду....

Радуга эмоций в нашей жизни
Презентация для семинара-практикума на тему: "Радуга эмоций в нашей жизни"....

Арт-встреча «Путешествие в страну эмоций» в рамках группового знакомства со сферой деятельности педагога–психолог.
Арт-встреча «Путешествие в страну эмоций» в рамках группового знакомства со сферой деятельности педагога–психолог.Когда-то все мы впервые пришли на работу в сферу образования. И как ...

Неделя психологии в ДОУ «Сделаем нашу жизнь ярче»
Неделя психологии – это интерактивная форма взаимодействия, детей, родителей и педагогов, которая позволяет повысить влияние службы практической психологии образования ДОУ, на социум за счет вне...