Консультация для воспитателей.«Как работать с агрессивными детьми?»
консультация по психологии

Николаева Татьяна Евгеньевна

В данной консультации приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_s_agressivnymi_detmi.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей. «Как работать с агрессивными детьми?» Выполнила Николаева Т. Е.

Слайд 2

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано сумма суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: 1 ухудшением социальных условий жизни детей; 2 кризисом семейного воспитания; 3 невниманием детских садов к нервно-психическому состоянию детей; 4 увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждённий головного мозга ребёнка. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия , регулярно пропагандирующие культ насилия.

Слайд 3

Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивности у ребенка в той или иной степени. Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста: -часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой; -часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми; -намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых; -часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках; -завистливы и мнительны; -часто сердятся и прибегают к дракам. Ребенка, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно называть агрессивным. Выделяют ряд характерологических особенностей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты агрессивных детей.

Слайд 4

Характерологические особенности агрессивных детей -воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним; -чувствуют себя отверженными; -имеют высокий уровень личностной тревожности; -сверхчувствительны к негативному отношению к себе; -заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; -имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; -не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; -всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; -в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо; -склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; -имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию; -в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии ; -слабо развит контроль над своими эмоциями; -слабо осознают свои эмоции, кроме гнева; -боятся непредсказуемости в поведении взрослых; -имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; -не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации); -положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Слайд 5

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей.

Слайд 6

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии . В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, собрать карандаши"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Слайд 7

2 . Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Слайд 8

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребёнок должен понять, что педагоги и родители любят его, но против того, как он себя ведёт.

Слайд 9

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд 10

4 Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Педагог здесь пока ещё я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещеные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребёнка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали"; - наказание или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты как всегда...", "Ты никогда не...."; - сравнение ребёнка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жёсткие требования, давления; -оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребёнка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда чем само агрессивное поведение.

Слайд 11

5 Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Слайд 12

6 Сохранение положительной репутации ребёнка. Ребёнку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: -публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз, показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребёнку компромисс договор взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом каким вы хотите) можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Слайд 13

7 Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важные условия воспитания "контролируемой агрессии" у ребёнка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Слайд 14

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приёмы: нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание-это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и обещание прервётся или превратится в конфликт. Всё, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребёнка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого соответствие его невербальных реакций словам.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...

Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...

консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей...

Памятки, рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми

 Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьше...

"Рекомендации воспитателям по работе с агрессивным ребенком"

Советы педагогам по организациии работы с детьми, проявляющими агрессию....

Консультация для воспитателей «Правила работы с агрессивными и тревожными детьми»

Как помочь тревожному ребенку  Работа проводится по трем направлениям:  1. Повышение самооценки.2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.3. С...