Статья "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших дошкольников к условиям ДОО"
статья по психологии

В статье раскрывается сущность адаптации дошкольников в психолого-педагогической литературе. В процессе исследования раскрыты понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе. Изучены особенности адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx105.66 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших дошкольников к условиям ДОО

Зиннатуллина Елена Владимировна

Аннотация

В статье раскрывается сущность адаптации дошкольников в психолого-педагогической литературе. В процессе исследования раскрыты понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе. Изучены особенности адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. Анализ психолого-педагогического исследования позволил разработать дерево целей, а также модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО. На основе дерева целей была сконструирована модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО. Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО состоит из следующих компонентов: цели, задач, формирующей работы, методов, используемых в формирующей работе, результата.

Ключевые слова: адаптация, младший дошкольный возраст, адаптация младших дошкольников к условиям ДОО, психолого-педагогического сопровождения, модель, дерево целей.

Проблема исследования адаптации является актуальным, поскольку особенности привыкания ребенка к новым условиям, незнакомым людям, во многом определяют его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, способствует в дальнейшем благополучному существованию в детском саду и семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье, которую могут оказать специалисты детского сада. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и педагогов.

Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО.

Задачи исследования:

1. Изучить процесс адаптации дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

3. Сконструировать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО.

4. Определить этапы, методы и методики исследования.

5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОО.

7. Проанализировать результаты формирующегося эксперимента.

8. Составить рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

А.В. Петровский [10] и О.А. Терёхина [14] понимают адаптацию как ограниченный и специфический процесс приспособления анализатора к воздействию на него со стороны внешнего раздражителя.

В.П. Казначеев использует термин адаптация для описания процесса приспособления. Если реализация этого процесса пройдет успешно, вы заметите разницу между физической способностью приспосабливаться к состоянию и физическим состоянием до и после завершения. Это носит название адаптивного эффекта [8, с. 38].

Посредством адаптации происходит компенсация невозможности продолжать жизнедеятельность в привычных условиях. Применив возможности адаптации организм достаточно быстро приспосабливается к смене внешних обстоятельств. Неспособность адаптироваться создает лишние затруднения в выполнении необходимых видов деятельности. В неблагоприятных условиях это может полностью разрушить субъект деятельности [6, с. 71].

Ж. Пиаже отмечает, что адаптация позволяет создать баланс воздействий среды на выполнение определенных видов деятельности человека, тем самым позволяя реализовать реальные потребности. Они связаны с важными задачами, обеспечивающими максимальное соответствие деятельности человека поведенческим и средовым требованиям [Цит. по: 4, с. 52].

Н.Д. Ватутина в своей работе описывает условия успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, показывает поведенческие характеристики детей, влияние особенностей семейного воспитания адаптацию к ДОО, изучает способы работы педагогического коллектива с детьми младшего дошкольного возраста в ДОО [5, с. 36].

Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова, В. Костина также рассматривают такой феномен, как адаптация детей в образовательной организации. В их статье приводятся факторы адаптации, показаны условия организации процесса адаптации детей, описаны требования к психологической среде дошкольной организации [1, с. 50].

Младший дошкольный возраста начала посещения ДОО с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, делают проблему адаптации младших дошкольников к условиям ДОО особенно актуальной [2, с. 30].

Младший дошкольный возраст является периодом развития, в котором появляются базовые новообразования личности. Их возникновение невозможно вне пределов социальной среды, являющейся необходимым полноценного развития [12, с. 589].

ДОО для младшего дошкольника – это первое воспитательное учреждение, первый внесемейный институт, с которым они вступают в контакт. Поступление в ДОО для младших дошкольников характеризуется большими изменениями среды, образа жизни, активности и сопровождается различными стрессовыми условиями: попаданием в незнакомую предметно-пространственную среду, длительным взаимодействием с незнакомыми детьми и взрослыми, первым длительным расставанием с родителями и другими близкими взрослыми [11, с. 507].

Дети, поступающие в ДОО, имеют комплекс трудностей, отражающих разную природу, связанных с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении. Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения:

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–20 дней.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении с взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней [9, с. 174].

Процесс привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития [7, с. 153].

В ходе процесса адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации действуют определенные закономерности, которые должны приниматься во внимание педагогами ДОО. Понять насколько успешен был процесс адаптации можно по двум основным критериям:

− внутренний комфорт (эмоциональное удовлетворение);

− внешняя валидность поведения (способность легко и точно соответствовать новым требованиям) [13, с. 29].

Анализ психолого-педагогического исследования позволил разработать дерево целей, а также модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») [3, c. 15].

Представим «дерево целей» психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО (рис.1).

Рисунок 1 – «Дерево целей» исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО

1. Теоретически обосновать основы исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Изучить понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе.

Охарактеризовать подходы к пониманию определения «адаптация».

Выявить особенности адаптации младших дошкольников.

Обозначить возрастные границы младшего дошкольного возраста.

Выявить особенности адаптации младших дошкольников.

Определить группы адаптации младших дошкольников.

Обосновать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Разработать «дерево целей» психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Сделать анализ концепций построения сопровождения.

Выделить основные принципы построения программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

2. Провести исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Определить этапы, методы и методики проведения исследования.

Спланировать этапы исследования адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Выбрать методы исследования адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Подобрать методики исследования адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Охарактеризовать выборку и провести анализ полученных результатов констатирующего эксперимента.

Определить и охарактеризовать выборку исследования.

Провести констатирующий эксперимент.

Провести анализ результатов диагностического исследования.

3. Провести опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Определить цели, задачи, этапы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Составить программу психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Реализовать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Провести диагностическое исследование адаптации младших дошкольников к условиям ДОО после реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Провести сравнение результатов диагностики до и после проведения программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Проанализировать эффективность программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Составить рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Разработать рекомендаций воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Составить рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

На основе дерева целей составлена модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. Моделирование в психологии – построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности [3, c. 17].

Модель исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Модель исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО

Модель содержит четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический.

Теоретический блок: включает в себя постановку цели, подборку и анализ литературы по проблеме сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО.

Диагностический блок. Цель: выявить, на каком уровне находится адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО. Для этого мы используем, наиболее часто используемые методики в области исследования адаптации данного возраста:

1) анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Е.О. Севостьянова);

2) «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» (А. Остроухова);

3) «Изучение адаптационных возможностей ребенка к ДОУ» (Е.И. Морозова).

Блок сопровождения – проведение психолого-педагогического сопровождения с детьми средствами арт-терепии, психогимнастики, изотерапии, релаксотерапии. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями, привлекаем их к сотрудничеству и взаимодействию в едином подходе воспитании ребенка.

Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а также применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

Выводы:

Анализ проблемы адаптации дошкольников в научной литературе позволил сделать вывод, что адаптация – это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды. Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.

Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОО – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого ребенка, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по-своему.

Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОО во многом определяется использованием метода целеполагания, основой использования которого в процессе адаптации младших дошкольников к ДОО является построение иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей – «дерева целей» с учетом все данных, полученных на этапах психологической диагностики. Перспектива дальнейшей работы заключается в реализации модели психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО в ходе экспериментального психолого-педагогического исследования.

Литература:

1. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №5. – С. 49–53.

2. Барышникова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации субъектов дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова // Новая наука : проблемы и перспективы : Междунар. науч.-период. издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, июль 2016). – В 2 ч. Ч. 2. – Стерлитамак : ООО «АМИ», 2016. – С. 30–31.

3. Долгова В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / В. И. Долгова, Е. В. Попова. – Москва : Издательство Перо, 2015. – 208 с. – ISBN 978-5-00086-513-2.

4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин ; Санкт-Петербург : Наука, 2019. – 270 с. – ISBN 978-5-7695-2902-3

5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина ; Москва : Просвещение, 2016. – 216 с. – ISBN. Е273/БН2-37.

6. Гудкова А. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада / А. С. Гудкова / Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования сборник статей по материалам Всероссийской 99 научно-практической конференции. – Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. – С. 71–73.

7. Жданова С. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / С. А. Жданова // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции молодых исследователей. – Москва : Мининский университет, 2016. – С. 152–156.

8. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев ; Новосибирск: НГУ, 2020. – 192 с. – ISBN. 978-5-02-038834-5.

9. Кантор И. В. Адаптация детей к условиям дошкольной организации в концепции ФГОС ДО / И. В. Кантор // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2017. – №6. – С. 174–175.

10. Петровский А. В. Психология в России ХХ век / А. В. Петровский ; Москва : УРАО, 2019. – 479 с. – ISBN 5-204-00228-6.

11. Сарина М. В. Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации / М. В. Сарина // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 507–509. – URL: (дата обращения: ).

12. Силаева О. М. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации / О. М. Силаева // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 589–591. – URL: (дата обращения: ).

13. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. – Москва : Наука, 2015. – 241 с.

14. Терёхина О. А. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. – Москва : Мозырь, 2016. – 167 с. – ISBN 985-486-764-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Статья на тему: "Специфика адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ"

ldquo;Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется  именно тем, насколько благоприятно проте...

Адаптация младших дошкольников к условиям ДОУ

Часто родители задают нам вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ...

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...