ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
методическая разработка по психологии

Методика «Какой я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)

1. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Методика «Какой я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Протокол к методике «Какой я?»

Оценка результатов:

Оценки типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» — в 0 баллов. Ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8—9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

0—1 балл — очень низкий.

2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка

Возможные ответы: «да», «нет», «когда как», «не знаю».

1. Добрый ли ваш ребенок?

2. Внимательный ли ваш ребенок?

3. Правдивый ли ваш ребенок?

4. Вежливый ли ваш ребенок?

5. Общительный ли ваш ребенок?

6. Щедрый ли ваш ребенок?

7. Отзывчивый ли ваш ребенок?

8. Справедливый ли ваш ребенок?

9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

10. Ответственный ли ваш ребенок?

Оценка результатов:

Каждый ответ «да» получает 1 балл; «нет» — 0 баллов; «не знаю» или «когда как» — 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8—9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

0—1 балл — очень низкий.

Методика «Выбор в действии»

Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.

Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся.

Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.

Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:

С = К/п — 1 х 100 %,

— где С — статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п — количество детей в группе.

Оценка результатов:

10 баллов — показатель С равен 100 %;

8—9 баллов — показатель С находится в пределах от 80 % до 99 %;

6—7 баллов — показатель С находится в пределах от 60 % до 79 %;

4—5 баллов — показатель С находится в пределах от 40 % до 59 %;

2—3 балла — показатель С находится в пределах от 20 % до 39 %;

0—1 балл — показатель С находится в пределах от 0 % до 19 %.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8—9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

0—1 балл — очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Игротека «Минутки отдыха» Игры и упражнения, направленные на развитие навыков позитивного общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Умение выстраивать и поддерживать ...

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом....

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед д...