Семинар – тренинг: «Конфликты в педагогической практике»
материал по психологии

Кашаева Юлия Юрьевна

Семинар - тренинг для педагогов детского сада на тему "Конфликты в педагогической практике". Данный семинар-тренинг помогает повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов. Вовремя семинара-тренинга воспитатели знакомятся со способами анализа и разрешения конфликта; учатся управлять конфликтными ситуациями; проработывают рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг:

«Конфликты в педагогической практике»

Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Задачи:

  • Познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов;
  • Научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями;
  • Проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами на тему «Конфликты в педагогической практике».

Сначала давайте с Вами поздороваемся.

Приветствие «Весенняя капель»

Цель: положительный настрой на работу.

Педагог-Психолог: на улице весна! Давайте сегодня поздороваемся с помощью колокольчика, как капель! Передаем колокольчик по кругу и при этом говорим добрый день.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Цель: положительный настрой на работу.

Материал: ручка/карандаш, листок бумаги

Педагог-психолог: Сядьте  удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. А сейчас пожеланию давайте прочитаем свой ответ червяку.

Педагог-психолог: Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу. Мы быстро забываем причины, придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает агрессию, из-за этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать.

Типы конфликтогенов:

  1. Стремление к превосходству
  • приказы, замечания, угрозы;
  • навязывание советов;
  • нарушение этики;
  • категоричность;
  • перебивание собеседника;
  • утаивание информации;
  • подшучивание;
  • напоминание о плохом;
  • перекладывание ответственности.
  1. Проявление агрессивности.
  2. Проявление эгоизма.

Как же снизить конфликтогены:

  1. Вырабатывайте привычку с терпением и понимание относиться к мнению других людей (кроме нарушения морали).
  2. Сдерживайте негативные эмоции по отношению к другим людям.
  3. Избегайте в общение жестких и категорических оценок.
  4. Обращайте внимание на положительное в других людях.
  5. Оценивайте людей по тому, что они сделали, а не потому, что не сделано.
  6. Очень важно критично относиться к самим себе.
  7. Критика эффективна, если она предваряется похвалой.
  8. Критикуя одного не надо сравнивать его с другим.

Четыре стадии прохождения конфликта:

  1. Возникновение конфликта (появление противоречия).
  2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
  3. Конфликтное поведение.
  4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

То, как мы выходим из конфликтной ситуации, зависит от того, чьи интересы мы ценим больше: свои или партнера. Если человек отстаивает свою позицию и соперничает с оппонентом, конфликт усугубится. Избегают конфликты те, кто пассивно приспосабливается к интересам другого человека. Человек может наладить сотрудничество и занять активную позицию в конфликте, если учтет и свои, и чужие интересы. Компромисс – промежуточная позиция, которая совмещает в себе активное и пассивное поведение.

Типы людей, с которыми трудно общаться

Различают шесть конфликтных типов личности: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «серхпокладистый».

  1. «Паровой каток» считает, что все должны ему уступать, и убежден в своей правоте. Боится ошибки, которая подорвет его имидж, поэтому груб и бесцеремонен.

Как общаться. Уклонитесь от конфликта или приспособьтесь. Если конфликт неизбежен, не перечьте «паровому катку» и позвольте выпустить пар. Не критикуйте его. Затем спокойно изложите свою точку зрения.

  1. «Скрытый агрессор» причиняет вред закулисными махинациями. Считает, что он прав и восстанавливает справедливость.

Как общаться. Уклонитесь от общения. Если это невозможно, уличите его в действии, которое он совершил против вас. Сохраняйте спокойствие, приведите доказательства. Определите скрытые причины его поведения и найдите решение.

  1. «Разгневанный ребенок» может взрываться, когда чувствует себя беспомощным или испуган. Он боится не справиться с ситуацией и потерять авторитет.

Как общаться. Если вы не можете уклониться от контакта с «разгневанным ребенком», не перечьте ему и выслушайте. После вспышки он почувствует смущение. Не упрекайте его и постарайтесь решить проблему.

  1. «Жалобщик» охвачен какой-либо идеей и обвиняет всех окружающих. Он хочет, чтобы его выслушали.

Как общаться. Выслушайте жалобы и изложите кратко ее суть. Переведите разговор на другую тему. Спросите, что он хочет сделать в этой ситуации, и чем вы можете помочь. Попробуйте найти решение вместе.

  1. «Молчун» не высказывает свое мнение. Он может враждебно относиться к вам, плохо себя чувствовать или просто быть интровертом.

Как общаться. Спросите, что «молчун» думает о проблеме. Не торопите его, подстройтесь под темп разговора, который ему удобен. Не вовлекайте его в разговор против его воли.

  1. «Свепрхпокладистый» поддерживает любую вашу идею, уступает в спорах, старается всем понравиться. Когда вы полагаетесь на него, он может подвести и не выполнить свои обещания.

Как общаться. Объясните, что вы будете относиться к нему хорошо, если он будет говорить правду и выполнять обещания, а не просто соглашаться с вами. Будьте честны с ним, подайте пример.

Упражнение «Старинная английская игра»

Цель: проиграть варианты появления конфликтов.

Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда вы выключите музыку, педагог, который держит в руках коробку, должен быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите игру с участниками.

Обсуждение упражнения:

Если бы в коробке лежала не конфета, а денежная сумма или дорогое украшение, в какие моменты мы могли бы вступить в конфликт?

Из-за чего мы бы конфликтовали?

Кто мог участвовать в конфликтах и почему?

Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?

Упражнение «Разговор по телефону»

Цель: закрепить знания о конфликтных типах личности.

Каждой группе выдайте карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый». Расскажите ситуацию педагогам.

В одном детском саду воспитатель собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.

Попросите каждую группу обсудить, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.

Обсуждение упражнения:

Какие впечатления остались у вас от упражнения?

В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком легче?

Упражнение «Колобок и Лисица»

Цель: отработать навыки противостояния манипуляциям и конструктивного решения конфликтов.

Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носок, спой еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе. Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить и обсудите каждый ответ.

Обсуждение упражнения:

Какие приемы использовал «Колобок»?

Какие способы использовали чаще?

Какие стратегии предпочитаете вы?

Какие приемы и почему вы используете редко?

Упражнение «Sorry, конфликта не будет»

Цель: научить избегать конфликта из-за пустяка.

Педагог-психолог: Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».

Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».

Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».

Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты : «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того, как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.

Обсуждение упражнения:

Что вы чувствуете?

Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?

Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».

Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.

Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»

Педагог-психолог: В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».

Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали?
  • Что было особо интересно?
  • Что было сложного?

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"

Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...

Семинар – практикум для педагогов, по применению здоровьесберегающих технологий в педагогической практике

Цель: познакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в педагогической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способство...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"

Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....