Семинар – тренинг: «Конфликты в педагогической практике»
материал по психологии
Семинар - тренинг для педагогов детского сада на тему "Конфликты в педагогической практике". Данный семинар-тренинг помогает повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов. Вовремя семинара-тренинга воспитатели знакомятся со способами анализа и разрешения конфликта; учатся управлять конфликтными ситуациями; проработывают рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – тренинг:
«Конфликты в педагогической практике»
Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.
Задачи:
- Познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов;
- Научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями;
- Проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами на тему «Конфликты в педагогической практике».
Сначала давайте с Вами поздороваемся.
Приветствие «Весенняя капель»
Цель: положительный настрой на работу.
Педагог-Психолог: на улице весна! Давайте сегодня поздороваемся с помощью колокольчика, как капель! Передаем колокольчик по кругу и при этом говорим добрый день.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Цель: положительный настрой на работу.
Материал: ручка/карандаш, листок бумаги
Педагог-психолог: Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. А сейчас пожеланию давайте прочитаем свой ответ червяку.
Педагог-психолог: Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу. Мы быстро забываем причины, придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает агрессию, из-за этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать.
Типы конфликтогенов:
- Стремление к превосходству
- приказы, замечания, угрозы;
- навязывание советов;
- нарушение этики;
- категоричность;
- перебивание собеседника;
- утаивание информации;
- подшучивание;
- напоминание о плохом;
- перекладывание ответственности.
- Проявление агрессивности.
- Проявление эгоизма.
Как же снизить конфликтогены:
- Вырабатывайте привычку с терпением и понимание относиться к мнению других людей (кроме нарушения морали).
- Сдерживайте негативные эмоции по отношению к другим людям.
- Избегайте в общение жестких и категорических оценок.
- Обращайте внимание на положительное в других людях.
- Оценивайте людей по тому, что они сделали, а не потому, что не сделано.
- Очень важно критично относиться к самим себе.
- Критика эффективна, если она предваряется похвалой.
- Критикуя одного не надо сравнивать его с другим.
Четыре стадии прохождения конфликта:
- Возникновение конфликта (появление противоречия).
- Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
- Конфликтное поведение.
- Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).
То, как мы выходим из конфликтной ситуации, зависит от того, чьи интересы мы ценим больше: свои или партнера. Если человек отстаивает свою позицию и соперничает с оппонентом, конфликт усугубится. Избегают конфликты те, кто пассивно приспосабливается к интересам другого человека. Человек может наладить сотрудничество и занять активную позицию в конфликте, если учтет и свои, и чужие интересы. Компромисс – промежуточная позиция, которая совмещает в себе активное и пассивное поведение.
Типы людей, с которыми трудно общаться
Различают шесть конфликтных типов личности: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «серхпокладистый».
- «Паровой каток» считает, что все должны ему уступать, и убежден в своей правоте. Боится ошибки, которая подорвет его имидж, поэтому груб и бесцеремонен.
Как общаться. Уклонитесь от конфликта или приспособьтесь. Если конфликт неизбежен, не перечьте «паровому катку» и позвольте выпустить пар. Не критикуйте его. Затем спокойно изложите свою точку зрения.
- «Скрытый агрессор» причиняет вред закулисными махинациями. Считает, что он прав и восстанавливает справедливость.
Как общаться. Уклонитесь от общения. Если это невозможно, уличите его в действии, которое он совершил против вас. Сохраняйте спокойствие, приведите доказательства. Определите скрытые причины его поведения и найдите решение.
- «Разгневанный ребенок» может взрываться, когда чувствует себя беспомощным или испуган. Он боится не справиться с ситуацией и потерять авторитет.
Как общаться. Если вы не можете уклониться от контакта с «разгневанным ребенком», не перечьте ему и выслушайте. После вспышки он почувствует смущение. Не упрекайте его и постарайтесь решить проблему.
- «Жалобщик» охвачен какой-либо идеей и обвиняет всех окружающих. Он хочет, чтобы его выслушали.
Как общаться. Выслушайте жалобы и изложите кратко ее суть. Переведите разговор на другую тему. Спросите, что он хочет сделать в этой ситуации, и чем вы можете помочь. Попробуйте найти решение вместе.
- «Молчун» не высказывает свое мнение. Он может враждебно относиться к вам, плохо себя чувствовать или просто быть интровертом.
Как общаться. Спросите, что «молчун» думает о проблеме. Не торопите его, подстройтесь под темп разговора, который ему удобен. Не вовлекайте его в разговор против его воли.
- «Свепрхпокладистый» поддерживает любую вашу идею, уступает в спорах, старается всем понравиться. Когда вы полагаетесь на него, он может подвести и не выполнить свои обещания.
Как общаться. Объясните, что вы будете относиться к нему хорошо, если он будет говорить правду и выполнять обещания, а не просто соглашаться с вами. Будьте честны с ним, подайте пример.
Упражнение «Старинная английская игра»
Цель: проиграть варианты появления конфликтов.
Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда вы выключите музыку, педагог, который держит в руках коробку, должен быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите игру с участниками.
Обсуждение упражнения:
Если бы в коробке лежала не конфета, а денежная сумма или дорогое украшение, в какие моменты мы могли бы вступить в конфликт?
Из-за чего мы бы конфликтовали?
Кто мог участвовать в конфликтах и почему?
Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?
Упражнение «Разговор по телефону»
Цель: закрепить знания о конфликтных типах личности.
Каждой группе выдайте карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый». Расскажите ситуацию педагогам.
В одном детском саду воспитатель собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Попросите каждую группу обсудить, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.
Обсуждение упражнения:
Какие впечатления остались у вас от упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком легче?
Упражнение «Колобок и Лисица»
Цель: отработать навыки противостояния манипуляциям и конструктивного решения конфликтов.
Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носок, спой еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе. Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить и обсудите каждый ответ.
Обсуждение упражнения:
Какие приемы использовал «Колобок»?
Какие способы использовали чаще?
Какие стратегии предпочитаете вы?
Какие приемы и почему вы используете редко?
Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Цель: научить избегать конфликта из-за пустяка.
Педагог-психолог: Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».
Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты : «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того, как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Обсуждение упражнения:
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».
Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
Педагог-психолог: В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что было особо интересно?
- Что было сложного?
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"
Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...
Семинар – практикум для педагогов, по применению здоровьесберегающих технологий в педагогической практике
Цель: познакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в педагогической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способство...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей
Показать на примере логопедической недели, проводимой в ДОУ, как можно вовлечь педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....
Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"
Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....