Тренинг для педагогов «Найди свой внутренний ресурс»
материал по психологии

Константинавичус Наталья Дмитриевна

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: активизация внутренних ресурсов педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

 

ЗАДАЧИ:

  • Создать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта.
  • Способствовать более глубокому пониманию себя, помочь педагогам осознать ресурсные стороны своей личности.
  • Проанализировать личный опыт и выделить приемы, которые позволяют восстанавливать ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_naydi_svoy_vnutrenniy_resurs.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Найди свой внутренний ресурс»

Педагог-психолог:

Константинавичус Н.Д.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: активизация внутренних ресурсов педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

ЗАДАЧИ:

  • Создать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта.
  • Способствовать более глубокому пониманию себя, помочь педагогам осознать ресурсные стороны своей личности.
  • Проанализировать личный опыт и выделить приемы, которые позволяют восстанавливать ресурсы.

Участники: педагоги дошкольного учреждения.

Материалы: листы формата А4, краски, кисти, фольга, запись спокойной и плавной музыки, МАК – «Ресурсы», двухсторонний скотч.

Ресурсы – это жизненно необходимая энергия, наши силы и здоровье, все то, что позволяет нам быть энергичными, активными, уверенными и счастливыми.
Как известно, ресурсы бывают внешние и внутренние. К внешним относятся деньги, время, к внутренним – энергетика человека и его здоровье.

Итак, каковы же признаки сниженного жизненного ресурса?


1. Постоянная усталость;
2. Отсутствие интереса к жизни;
3. Использование шаблонного поведения, повторяющееся длительное время;
4. Неудовлетворенность от реализованных задач;
5. Неспособность получать удовольствие, преобладание негативных эмоций.

Причины быстрого расхода энергии кроются чаще всего в нелюбимых обязательствах, скучной работе, во всем том, что нужно делать, потому что «надо».

Так как же пополнить жизненную энергию?

Действительно прибавляет сил все то, что способствует проявлению положительных эмоций: хобби, любимая работа, открытые и честные отношения с людьми. Конечно, не всегда получается стать тем, кем хотелось бы, не общаться с нужными людьми и т.д. Однако, всегда можно пополнить этот ресурс дозированно.

Итак, рассмотрим способы пополнения жизненной и профессиональной  силы.

  1. Любимое хобби. Любое творчество обладает мощнейшей энергетикой. Сам процесс созидания является источником жизненного ресурса, а продукт творчества повышает не только улучшает нам настроение, но и повышает самооценку.
  2.  Домашние питомцы. Искренняя любовь домашних животных трогает, поднимает настроение, взаимодействие с животными успокаивает и умиротворяет.
  3. Природа. Прогулки по лесу, паркам, взгляд на красивые места умиротворяет, успокаивает, заставляет изменить направление мыслей и, как следствие, дает жизненные ресурсы.
  4. Методы телесно-ориентированной психологии. Различные медитативные методы, методы телесного отреагирования позволяют избавиться от накопившегося гнева и агрессии и восполнить баланс жизненного ресурса.
  5. Поиск внутреннего ресурса. Для поиска ресурса внутри себя достаточно вспомнить ситуацию, в которой вы ощущали прилив сил, энергии, тепла и испытывали при этом внутренний комфорт. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте его. Такое упражнение приводит к тому, что даже в безнадежной ситуации мы чувствуем себя сильными и уверенными.
  6. Различные арттерапевтические техники. Арттерапевтические методы связаны с нашей творческой энергией, повышают ее, открывают наши эмоции, затрагивают чувства… К ним относятся: куклотерапия, работа c глиной, рисунками, мандалами, масками и другие.
  7. Решение проблемы, забирающей энергию. Нерешенные проблемы поглощают нашу энергию. Важно выделить из общего списка проблем ту, на которую уходит самое большое количество сил и времени. Для этого нужно выписать все нерешенные задачи, проранжировать данный список по интенсивности возникающих эмоций, понять, с какой проблемой связана ваша самая негативная эмоция: тоска, гнев, раздражительность, и т.д. Именно на эту проблему в вашей жизни уходит самое большое количество сил и времени. Помните, что с каждым прожитым годом жизненный ресурс будет поглощаться этой проблемой все больше и больше. Осознание проблемы – это уже важный шаг в пути к ее решению.

Мы рассмотрели лишь некоторые способы пополнения жизненной энергии. Выберите приемлемый для себя и, возможно, вы увидите, что внутренняя энергия проявляется во внешней жизни, улучшая ее, решая сложные жизненные задачи, как, впрочем, и следует ожидать от сильного, уверенного и здорового человека.

А сегодня я предлагаю несколько упражнений эмоциональной разгрузки.

Запомните свое состояние, оцените по 10 бальной шкале. Запомните.

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение? Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Всем спасибо! Улыбнулись друг другу! Продолжаем.

Техника работы с фольгой.

Цель: актуализация, осознание и выражение чувств.

Задачи:

• учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

• проработать мысли и чувства;

• дать выход негативным чувствам, состояниям;

• трансформировать негативное состояние в позитивное.

Инвентарь: кусок фольги, белый лист бумаги А-4, краски.

Время работы: 10-15 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Участникам группы предлагается взять фольгу, чтобы ознакомиться с материалом. Затем подумать над негативными эмоциями.

Основная часть 

Инструкция к действию:

  1. Участникам группы предлагается подумать над негативными эмоциями и завернуть их в фольгу.  Посмотреть потрогать, комок из фольги, ощутить, что он на ощупь острый, неровный….

Потом развернуть фольгу и посмотреть, что как мы не старались, она не стала прежней, на ней остались вмятины, надрывы. Так и наши негативные эмоции не проходят бесследно для нас, а откладывают отпечаток на нашем состоянии. Теперь из этого несовершенного кусочка фольги постарайтесь вылепить первое, что пришло в голову. Затем получившийся объект нужно расположить на листе А-4 и дорисовать вокруг желаемые объекты, пространство. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут в процессе работы.

Далее каждому участнику предлагается представить свою работу и немного рассказать о своих ощущениях.

Упражнение «Вдохновение дня»


Цель: позитивный настрой, вдохновить себя, найти потенциал.

  1. Из колоды «Ресурсы» по очереди достаем по одной карте в закрытую:
  • Что меня вдохновит утром.
  • Что вдохновит меня днем.
  • Что вдохновит меня вечером.
  1. Переворачиваем карты и интерпретируем.
  2. Делаем выводы и заряжаемся позитивом на весь день.

Оцените свое состояние по 10 бальной шкале. Вспомните своё состояние в начале тренинга и сравните его с тем, которое у вас в настоящий момент. Хочу уточнить у кого-нибудь  оно стало хуже?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

После проведения таких упражнений становится очевидно, что арт-терапия — наиболее естественная форма изменения эмоционального состояния. В результате работы у педагогов снижается утомляемость, развивается потенциал личности, они получают положительный эмоциональный опыт при работе в группе, повышается сплоченность коллектива. Воспитатели учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении.

После арт-терапевтических упражнений рефлексия.

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось……»

«Сегодня я была разочарована…….»

«Сегодня я была удивлена тем, что…………»

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось………………………………………………»

«Сегодня я была разочарована……………………………………….….»

«Сегодня я была удивлена тем, что………………………………………»

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось………………………………………………»

«Сегодня я была разочарована……………………………………….….»

«Сегодня я была удивлена тем, что………………………………………»

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось………………………………………………»

«Сегодня я была разочарована……………………………………….….»

«Сегодня я была удивлена тем, что………………………………………»

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось………………………………………………»

«Сегодня я была разочарована……………………………………….….»

«Сегодня я была удивлена тем, что………………………………………»

«Закончи фразу».

Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:

 «Сегодня мне понравилось………………………………………………»

«Сегодня я была разочарована……………………………………….….»

«Сегодня я была удивлена тем, что………………………………………»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг повышения внутренних ресурсов

Комплекс упражнений способствующих повышению самооценки...

Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов

Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Я ПОЗНАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР!»

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнен...

Тренинг "Повышение внутренних ресурсов педагога"

Данный материал содержит описание тренинга для педагогов по профилактике професиионального выгорания...

Психопрофилактическое занятие с педагогами ДОУ. "Предупреждаем эмоциональное выгорание посредством поиска внутренних ресурсов"

Психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов через поиск внутренних ресурсов....

Тренинг для воспитателей "Раскрытие внутренних ресурсов"

Цель: Научить видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска....

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов.

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлеч...