Семинар для педагогов "Стресс и стрессоустойчивость"
консультация по психологии
Вашему вниманию предлагается диагностика уровня стресса и приемы психологической защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
Стресс и стрессоустойчивость.
Уважаемые коллеги! Во время работы возникает психологическая напряженность - накапливаются отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Эта разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не позволить контролировать себя. В результате происходит то, что мы часто видим: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.
Попробуйте определить, далеко ли Вам до стресса? Необходимо отметить все жизненные события, произошедшие с Вами за год.
№ | Жизненные события | баллы |
1. | смерть супруга (супруги) | 100 |
2 | развод | 73 |
3 | разлад в супружеской жизни | 65 |
4 | тюремное заключение | 63 |
5 | смерть члена семьи | 63 |
6 | травма, болезнь | 53 |
7 | женитьба, замужество | 50 |
8 | увольнение | 47 |
9 | примирение с супругом | 45 |
10 | уход на пенсию | 45 |
11 | болезнь близкого человека | 44 |
12 | беременность | 40 |
13 | трудности с сексом | 39 |
14 | появление нового члена семьи | 39 |
15 | изменение служебного положения | 39 |
16 | изменение финансового положения | 38 |
17 | смерть друга | 37 |
18 | смена работы | 36 |
19 | смена должности | 35 |
20 | крупный долг | 31 |
21 | отдача собственности под залог | 30 |
22 | увеличение ответственности по работе | 29 |
23 | неприятности с законом | 29 |
24 | значительные личные достижения | 28 |
25 | начало или окончание обучения | 26 |
26 | супруг бросает работу (или приступает) | 26 |
27 | изменение условий жизни | 25 |
28 | проблемы с начальством | 23 |
29 | переезд | 20 |
30 | смена места обучения | 20 |
31 | изменение режима работы | 20 |
32 | смена личных привычек | 20 |
33 | изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска | 19 |
34 | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием | 19 |
35 | изменение социальной активности | 18 |
36 | небольшой долг | 17 |
37 | изменение продолжительности сна | 16 |
38 | изменение привычек в еде, диета | 15 |
39 | изменение числа друзей дома | 15 |
40 | каникулы, отпуск | 13 |
41 | значимая дата (юбилей, день рождения) | 12 |
42 | Незначительное нарушение правопорядка | 11 |
Результаты: до 150 –низкий уровень стресса
150-200 –средний уровень
300 и более – высокий уровень стресса
Можно проверить состояние нервной системы и таким способом:
Ответьте на следующие вопросы:
1.Вам обычно не хватает времени на запланированные дела?
2. Часто ли у вас бывают смены настроения?
3. Вас раздражает шум транспорта, пробки, толпа?
4. Вас раздражает, когда вас не понимает собеседник?
5. Вас беспокоит ожидание неприятного события?
6. Вы волнуетесь за свое будущее?
7. Вы подолгу переживаете из-за неприятностей?
8. Вам трудно сконцентрироваться на работе?
Если Вы ответили положительно:
На1-3 вопроса – Ваша нервная система в норме, жизненные стрессы Вы преодолеваете легко.
На 4-6 вопросов – осторожно, Ваши нервы «расшалились». Вам необходим отдых и периодический прием успокаивающих средств.
На 7-8 вопросов – Вы рискуете «нервным срывом». Вам срочно необходима помощь и прием противострессовых успокаивающих препаратов.
На повышение уровня стресса влияют следующие факторы:
-общий стаж педагогической работы
- возрастные физиологические особенности (педагоги старше 45 лет)
- общее состояние здоровья
- объем педагогической нагрузки
- общая физическая активность
Наиболее общим и универсальным правилом борьбы со стрессами является осознание того, что стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Практическим воплощением этого правила является формула Кэрриэра. Она особенно хорошо работает при необходимости пережить стресс вследствие неожиданного неприятного события (в предстартовых состояниях) и выглядит следующим образом:
- Спросите себя: «Что меня ждет в самом худшем случае?»
- Приготовьтесь принять это как неизбежное;
- Спокойно подумайте: какую пользу из этого можно извлечь; как можно изменить ситуацию.
Приемы психологической защиты. Поиск позитивных решений
Выберите то, что ближе именно Вам:
1.Умейте расслабляться! Для этого есть много путей, напомним некоторые методики восстановления эмоционального равновесия:
-рукоделие -музыка - декламация стихов -танцы - посещение магазина -массаж
- кино -душ -дыхательные упражнения -чтение детективов - баня с парной - бокс с невидимым противником
2. Учитесь отдыхать от общения, создавать для себя полосы молчания, хотя бы 2-3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой.
Не допускайте однообразия общения. Нельзя постоянно быть в рамках социальной роли - отдохните от себя как от партнера общения, побудьте какое-то время другим.
3. Минуты спокойствия. Они необходимы каждому, научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас.
4. Одежда и внешность. Поход в парикмахерскую и новая линия в одежде преобразуют ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник в жизни.
5.Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить вам ваши жизненные достижения.
6. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме - это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств.
7. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получите.
8. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да к тому же они еще погружены и в свои чувства. Сделайте свои чувства открытыми – в этом вам помогут «Я – высказывания». Они строятся так:
- Я хочу… - Я собираюсь… -Я думаю… - Я чувствую себя… -Я могу…
Вместо точек, продолжая высказывание, вы говорите только о себе, о своих чувствах.
9. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь (понравитесь обязательно) себе, когда только почувствуете ее влияние на вас, танцующую.
10. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете.
Существуют еще и такие методы снятия стресса
Попить воды. В ситуации стресса наше тело мгновенно обезвоживается. Поэтому иногда достаточно восстановить водный баланс, чтобы почувствовать себя лучше. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, полностью концентрируясь на процессе дыхания.
Перекрестный шаг. Он быстро снижает уровень адреналина и помогает Вам действовать наиболее эффективно в ситуации стресса. Это движение похоже на шаг на месте. Делайте движение рукой и противоположной ногой навстречу друг другу так, чтобы локоть и колено соединялись, пересекая среднюю линию тела. То же движение другой парой нога-рука. Выполняйте упражнение очень медленно в течение 1 минуты.
Лобно-затылочный обхват. Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми) Выбор рук произвольный. Глубоко дышать. Вспомнить любую отрицательную жизненную ситуацию, вызывающую стресс. Ситуацию не следует анализировать. А только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2-3 раза. Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное - позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.
Существуют довольно действенные игры- релаксации для взрослых. За 4-6 минут, потраченные на психотехнические упражнения, можно снять усталость, приобрести душевное равновесие, почувствовать уверенность в себе. Приведу некоторые из них.
«Внутренний луч». Упражнение выполняется индивидуально. Примите удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от ситуации (в группе, на прогулке, в транспорте). Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно движется сверху вниз и постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного человека, довольного собой и своей профессией. Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным! Я все буду делать хорошо!»
«Мария Ивановна» Упражнение выполняется индивидуально в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например с директором, коллегой, позволившей себе повышенный тон в разговоре и несправедливые замечания. Условно назовем ее Марией Ивановной. Идя с работы домой, вы еще раз с обидой вспоминаете неприятный разговор. Это вредно для вас: на фоне усталости развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается. Попробуйте пойти от противного. Вместо того, чтобы пытаться вычеркнуть коллегу из памяти, попытайтесь максимально приблизить её. Попробуйте сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проигрывайте её размышления, ее семейную ситуацию, её отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного. По сути дела, включившись в ситуацию Марии Ивановны, сможете её понять. Последствия такой игры проявят себя на следующий день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.
«Пословицы». Это упражнение хорошо снимает внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогает решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношению с друзьями. Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение.
«Я - ребенок». Многие опытные педагоги играют в игру «Я ребенок» Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Это дает ему возможность ощутить себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы наверняка станете ему ближе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-281431-1539843459.jpg)
Тренинг "Профилактика стрессоустойчивости педагога"
Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-368881-1387298050.jpg)
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-382881-1389886382.jpg)
Методы развития стрессоустойчивости у дошкольников
Презентация "Методы развития стрессооустойчивости у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-452827-1440332333.jpg)
Семинар - практикум для педагогов "«Способы релаксации для повышения стрессоустойчивости педагогов образовательных учреждений в условиях повышенной степени вредности труда»
Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-297440-1379513861.jpg)
Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»
В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интелле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-737954-1471277835.jpg)
Семинар-практикум " Стрессоустойчивость"
Цель: расширение у педагогов круга методов и приемов в решении вопросов профилактики и коррекции стрессовых состояний....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1359054-1637434541.jpg)
Семинар-практикум «Ресурсы стрессоустойчивости личности», О.И.Соболева, МБДОУ № 41
Семинар направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов....