Этические принципы и правила в деятельности педагога – психолога
консультация по психологии

Консультация направлена на ознакомление специалистов с основными этическими нормами, регулирующими профессиональную практику в области педагогической психологии. В консультации рассмотрены ключевые аспекты, такие как конфиденциальность, уважение к личности, профессиональная компетентность и ответственность. Также приведены советы по внедрению этических стандартов в свою работу, что способствует созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_printsipy_i_pravila_psihologa.docx104.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог LG

высшей квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка»

комбинированного вида г. Орска»

Козлова Л.В.

Этические принципы и правила в деятельности педагога – психолога

  • Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни её процесс, ни её результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
  • Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлён и наделён соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
  • Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
  • Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
  • Принцип осведомлённого согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
  • Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Не секрет, что в нашем обществе существует определенный стереотип относительно психологов и тем, чем они занимаются. Часто путают психолога с врачом и с психиатром; думают, что психолог обладает чудодейственными методами и видит людей насквозь.
  • Принцип сохранения пределов профессиональных отношений. Благодаря современным технологиям родители находят психолога в социальных сетях, хотят добавиться в друзья, пишут дружеские сообщения, что создает двусмысленную ситуацию. С одной стороны, не хочется обижать человека, но и границы личной жизни необходимо охранять, поэтому общение должно производиться строго в стенах дошкольного учреждения, а не в интернете. Также педагоги воспринимают психолога как коллегу, но все же российский менталитет не позволяет устанавливать отношения, регламентированные кодексом и психолог воспринимается как такой же учитель, устанавливается дружеское общение, поэтому работа с воспитателями как с клиентами затруднена или невозможна.
  • Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашённых и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
  • Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
  • Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
  • Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, в пределах своей компетентности и границ своих возможностей.
  • Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволил бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.
  • Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
  • Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
  • Правило этичного предъявления и научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведёт интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
  • Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передаёт заказчику результаты исследований в терминах  и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передаёт никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
  • Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
  • Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
  • Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

Этические принципы и правила работы психолога

Этические принципы и правила работы психолога...

Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов Оценка деятельности педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны в рамках аттестации.

Цель – выявить степень удовлетворённости педагогов работой педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны.В анкетировании приняли участие 95% педагогов.Педагогам предлагалось ответить на 6 воп...