Психологическая готовность к обучению в школе
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Психологическая готовность рбенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое психологическая готовность к школе?

Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе («школьной зрелости»): интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не сможет успешно учиться в школе.

   Однако необходимо помнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален в силу закона неравномерности психического развития. Одни дети рано начинают ходить, другие- говорить, третьи начинают говорить поздно, но зато сразу целыми фразами, да еще буквы запоминают. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта- знаниями, умениями, навыками, привычками. К моменту поступления в школу не так важно иметь конкретные сформированные навыки (например: уметь читать или считать); важнее, чтобы ребенок мог воспринимать и усваивать новый материал- обладал так называемой обучаемостью.      

Как и когда начинать готовить ребенка к школе?

Для каждой составляющей школьной зрелости существует свой сенситивный период (оптимальный возраст, когда соответствующие способности лучше всего поддаются развитию), а также свои способы их формирования.

Ребенку, который не слушает учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском соду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушать, следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе обыкновенной игры в «дочки-матери», в «штандер», в настольные игры с правилами. Ведь в этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено. Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его не будут принимать в игру другие дети. Вам знакомы фразы типа: «Ты неправильно играешь, так мамы не делают!», «Сейчас мой ход, а не твой!», «Ты жульничаешь!»? Если эти фразы предназначаются вашему ребёнку чаще, чем его приятелям, это тревожный звонок- он не умеет действовать по правилу, это может привести как к сложностям в школе, так и к сложностям в общении со сверстниками. Обучать ребенка умению выполнять правило довольно просто- играйте с ним и его приятелями в настольные игры, в игру на развитие памяти- типа «Мемори», в «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснения отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа «Найди 10 отличий между картинками», «С кем кто разговаривает по телефону?», «Путаница», «Что здесь лишнее?» и т. д. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное- следить за тем, чтобы задания выполнялись и соответствовали возможностям вашего ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не при приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.

   Общая осведомленность - это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети в возрасте 3-5 лет задают множество вопросов типа «А что это? А откуда берется ветер? А как устроен компьютер?». И так далее. Нам иногда бывает лень отвечать на эти вопросы, но ниши ответы- это один из основных источников познания о мире, Лишаясь этого источника ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных передач, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно.

   Если уровень любопытства малыша невысок, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее вы будете беседовать с вашим ребенком, отвечая на его вопросы, чем доступнее для него будет ваше объяснение, тем лучше вы подготовите его к восприятию учебного материала.

   Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Во- первых, развитие тонких движений кисти руки напрямую связанно с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Во-вторых, имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, так как в большинстве гимназий и школ с авторскими программами на обучение письму и каллиграфии отводиться мало времени и множество детей, будучи в старших классах, не умеют красиво и быстро писать. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. Итог- большинство детей пишут с ужасающими ошибками. Важно не перестараться и обучение ребенка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие. Полезно давать ребенку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение, задание на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения и т. п. Обучение письму тоже полезно, если только оно не воспринимается ребенком как неприятная обязанность.

   Развить тонкую моторику помогают такие занятия как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластмассы, рисование, вязание (особенно крючком), собирание мозаик.

   Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быт неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассникам только предстоит научиться в первом классе, Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать.

 К 3-4 классу он из отличников может стать троечником и попасть в разряд «трудных».

   Мы пришли к тому, что с этой точки зрения подготовка к школе - процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к обучению, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы, поговорить с родителями первоклассников и учителей.

Литература: М.Н.Ильина «Подготовка к школе».

Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето- достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.

   Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что мы все ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом- со всеми, кто располагает временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать- если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе. Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции- в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер- «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
  • Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.
  • Избегайте заниматься с ребенком в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью.  

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке на выработке конкретных навыков- не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучении ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук.

   Учить ребенка обращать внимание на то, как звучат слова- предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые. Разучивайте с ними стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

   Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращать внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте просить его сравнивать различные предметы и явления- что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например: номер телефонов).

Литература: М.Н. Ильина «Подготовка к школе».

Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень развития может быть разным.

   Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

   Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

   К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

   На основании выделенных параметров создают тесты на определение школьной зрелости.

   Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе признают мотивационный план.

            Выделяют две группы мотивов учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладениями новыми умениями, навыками, знаниями».

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника». «Внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой слав двух потребностей- познавательной и потребности  в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включить в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.

Необходимо подчеркнуть, что при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну- развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.

        Литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 1994.

Как мотивировать ребенка к школе?

Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам, а личность маленького человека мало кому интересна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей.

   Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.

   Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведение ребенка. Есть разница в успехах тех детей, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семь в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его успехами. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это- стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила» или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа».

   Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?

   Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникает зависть, боязнь, конкуренция, страх ответить- а вдруг неправильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнет стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового смениться страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания.            

 Литература: Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.

Как преодолеть рассеянность у ребенка.

   Рассеянность - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.

   Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

   Обычно рассеянность- результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведение дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.

   Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.

   Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

   Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредотачивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.

   Для воспитания сосредоточенности внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время в соседней комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходится приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.

Литература: Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....