Куклотерапия
статья по психологии (средняя группа)

Рубцова Наталия Викторовна

Как помочь ребёнку влиться в детский коллектив спокойно. Существует много способов и практик. Один из них - куклотерапия. Наш опыт показывает, что это эффективное средство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_doklad_na_mo.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Куклотерапия, как один из способов обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ.  

 (Из опыта работы воспитателя Рубцовой Н.В.)      

   

            Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду. К таким технологиям относятся: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, песочная терапия.

         Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

          Особенностью нашего детского сада, является – ежегодное перемещение детей из группы в группу. Ребенку приходится снова и снова вписываться в незнакомый коллектив. Общаться с новыми для него воспитателями. Ребенок приходит со своим сложным, порой закрытым для нас, взрослых внутренним миром. Он приходит со своими радостями и переживаниями Ему порой сложно адаптироваться к новым условиям жизни в детском коллективе.

          Больше всего на свете ему сейчас нужна помощь и любовь воспитателя. Малыш должен быть уверен, что нужен и защищен и тогда он обязательно приобретет то базовое доверие к миру, которое поможет ему стать полноценным членом общества с высоким самосознанием.

Воспитатель – основной организатор воспитательной работы в детском саду. Именно от него, а точнее от его личностных качеств и умений в огромной мере зависит развитие личности и познавательных способностей детей, их психическое и физическое здоровье.

            Моя работа с детьми в этот период основана на методе куклотератии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

         Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

         Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

  Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

- психодраме,

- игротерапии,

- сказкотерапии,

- арт-терапии.

         Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

         Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

         У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень –«человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

         Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

        Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

       Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

           Куклотерапия  используется  и для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

        Нет ничего более естественного для детей, чем игра в куклы. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, детское сердце как губка впитывает каждое слово. Ребенок верит «ожившей» игрушке готов поделиться с ней своими успехами, радостями и переживаниями поделиться тем, что его беспокоит, тревожит, что он любит и чего боится. Он стремится сделать все, о чем просит его кукла.

       Ребенку только что пришедшему в новую группу нужно помочь адаптироваться к новым условиям. Кукла может развлечь малышей, заинтересовать, создать игровую ситуацию.

    Дело в том, что ребенок еще не готов впустить малознакомого человека в свою интимную зону. Роль  куклы такова, что педагог имеет возможность не подходить к ребенку близко. Кукольный персонаж может прошептать ласковые слова на ушко ребенку, рассказать потешки, спеть песни.

     Персонаж легко общается с детьми. Воспитатель надевает ее на руку, здоровается с ребенком, утешает. Ребенок вступает в непосредственное общение с куклой. Кукла играет с ребенком. Если малышу понравилась кукла он начинает воспринимать взрослого пришедшего в компании с куклой своим другом, таким образом формируется положительный психоэмоциональный контакт между ребенком и его воспитателем.

Свою деятельность я выстраиваю не одна, а в команде с педагогами единомышленниками: музыкальным работником и логопедом –дефектологом, психологом.

     И наш опыт показывает, что  использование метода куклотерапии обеспечивает профилактику разобщенности детей в группе, помогает установить эмоциональный контакт между ними и помочь в естественном формировании и сплочении детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Куклотерапия в работе с детьми ОНР

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...