Куклотерапия в работе с детьми ОНР
статья (логопедия, старшая группа) на тему
Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваленко Ирина Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ-детский
сад комбинированного вида № 13
Куклотерапия – педагогическая технология с детьми ОНР
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.
Поиск новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано
с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого
развития дошкольников.
Одной из форм может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.
Для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинству детей присущи нарушения внимания, несовершенство мышления.
В моей педагогической деятельности использую куклы-марионетки. Куклы-марионетки обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на логопедических занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи:
- автоматизация и дифференцация звуков («Звуковые домики», «Звуковые дорожки», «Один - много»);
- развитие связной речи;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие координации движений;
- пространственная ориентация;
- коммуникативных навыков, эмоционального настроя.
С целью реализации данных задач, перспективное планирование коррекционных логопедических занятий, составляется с введением в структуру занятий куклы. Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.
Залогом успеха в работе является взаимодействие всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Для того чтобы
образовательный процесс по изготовлению кукол-марионеток был продуктивным, к работе привлекаю родителей детей, организовывая в творческую пятницу мастер-классы «Очумелые ручки» по изготовлению кукол. Делая кукол своими руками у участники процесса повышают интерес к логопедическим занятиям, улучшается взаимодействие между родителями и детьми, укрепляется союз ребенок – логопед – родитель.
И так, кукла готова. Сколько радости и гордости у ребенка: « Мы с мамой сделали », «Это мы придумали». Кукла в руках ребенка становится собеседником, концентрирует его внимание, помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей.
На индивидуальных логопедических занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке). Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать использовать театр кукол и дома, составив ребенку компанию в совместных играх.
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. Опыт использования куклы-марионетки рекомендую в группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...
Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Ку...
Куклотерапия в работе с детьми
Статья о том как можно применить игрушки в работе с детьми в детском саду...
Презентация "Куклотерапия в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление собственного опыта на РМО...
Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии к...
Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...