Куклотерапия в работе с детьми ОНР
статья (логопедия, старшая группа) на тему

Коваленко Ирина Владимировна

Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukloterapiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко Ирина Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ-детский

сад комбинированного вида № 13

Куклотерапия – педагогическая технология с детьми ОНР

          В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.                            

           Поиск новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это  связано

с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого

развития дошкольников.

            Одной из форм может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

             Результатом поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.  

             Для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинству детей присущи нарушения внимания, несовершенство мышления.                        

             В  моей педагогической деятельности использую куклы-марионетки.            Куклы-марионетки обогащают  словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи.  С их помощью на логопедических занятиях решаются  многочисленные  коррекционные задачи:

- автоматизация и дифференцация звуков («Звуковые домики», «Звуковые дорожки», «Один - много»);

- развитие связной речи;

- развитие и совершенствование общей и  мелкой   моторики рук;                

- развитие памяти, внимания,  мышления;

- развитие координации движений;

- пространственная ориентация;

- коммуникативных навыков, эмоционального настроя.

           С целью реализации данных задач, перспективное планирование коррекционных логопедических занятий, составляется с введением в структуру занятий куклы. Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.

            Залогом успеха в работе является взаимодействие всех участников

образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Для того чтобы

образовательный процесс по изготовлению кукол-марионеток был продуктивным, к работе привлекаю родителей детей, организовывая в творческую пятницу мастер-классы «Очумелые ручки» по изготовлению кукол. Делая кукол своими руками у участники  процесса повышают интерес к логопедическим занятиям, улучшается взаимодействие между родителями и детьми, укрепляется союз ребенок – логопед – родитель.

             И так, кукла готова. Сколько радости и гордости у  ребенка: « Мы с мамой сделали », «Это мы придумали».  Кукла в руках ребенка становится собеседником, концентрирует его  внимание, помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей.

            На индивидуальных логопедических занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее  исчезают речевые недостатки, страхи. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы, голосовые связки при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке).           Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать  использовать театр кукол и дома, составив ребенку компанию в совместных играх.

           Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки.  Опыт использования куклы-марионетки  рекомендую в  группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

КУКЛОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игр...

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Ку...

Куклотерапия в работе с детьми

Статья о том как можно применить игрушки в работе с детьми в детском саду...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...