"О детской одаренности. Методы выявления одаренных детей."
консультация по психологии

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_1.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

О детской одаренности. Методы выявления одаренных детей.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство педагогов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.

Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Она оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому, необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения, по программам детского сада.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.

Методы выявления одаренных детей:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Оценка уровня навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережения ее или отставания.
  • включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Творческая  деятельность  расширяет  круг  общения,  создает  полноценную  среду  развития,  а также помогает выявить творчески одаренных детей.
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами.  В этом нам очень помогает сотрудничество со специалистами.  
  • организация для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов, участие в различных  фестивалях.
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Даже комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Выявление одаренных детей процесс сложный и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы выявления детской одаренности

Подобраны диагностики, которые помогут выявить одаренных детей. Эти диагностики удобны в применении и легки в обработке....

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ

Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Раннее выявление и обучение одаренных детей, – одна из важнейших задач в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны....

Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиж...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...