"О детской одаренности. Методы выявления одаренных детей."
консультация по психологии
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_1.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
О детской одаренности. Методы выявления одаренных детей.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство педагогов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.
Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Она оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому, необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения, по программам детского сада.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.
Методы выявления одаренных детей:
- различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Оценка уровня навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережения ее или отставания.
- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Творческая деятельность расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а также помогает выявить творчески одаренных детей.
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами. В этом нам очень помогает сотрудничество со специалистами.
- организация для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов, участие в различных фестивалях.
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Даже комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Выявление одаренных детей процесс сложный и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы выявления детской одаренности
Подобраны диагностики, которые помогут выявить одаренных детей. Эти диагностики удобны в применении и легки в обработке....
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ
Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...
Принципы и методы выявления одаренных детей.
Раннее выявление и обучение одаренных детей, – одна из важнейших задач в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны....
Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиж...
Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...