Консультация для педагогов и родителей "Застенчивые дети"
консультация по психологии
Консультация для педагогов и родителей "Застенчивые дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley_zastenchivye_deti.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Застенчивые дети»
Застенчивость свойственна многим детям. Застенчивые дети замкнуты, нерешительны, робки, испытывают сложности в установлении контактов, общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети испытывают дискомфорт, необъяснимый страх перед людьми, это не позволяет им высказать своё мнение, доказать свою точку зрения, показать свои способности и достижения.
Причина застенчивости – реакция на эмоцию страха, которая возникает у ребёнка в определённый момент при общении с другими взрослыми (сверстниками) и впоследствии закрепляется (это может быть реакция на агрессивную критику, игнорирование ребёнка, "травля” другими детьми, переход в новую школу, низкая самооценка и т.д.).
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, вызвать интерес и научить общаться могут педагог-психолог, педагог, родители.
Работу необходимо начинать вовремя, потому что со временем у застенчивого ребёнка формируется определённый стиль поведения, он понимает, что не может рассказать стихотворение на празднике, попросить о помощи, поздороваться или поговорить и т.д. Понимание своих трудностей не только не помогает преодолеть проблемы застенчивости ребёнку, но и вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Как помочь застенчивому ребёнку, чтобы он чувствовал себя уверенным и не боялся общаться со взрослыми и сверстниками:
1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком родителям и педагогам:
- не говорите при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый;
- обратить внимание на свое собственное поведение (излишнее давление только усилит неуверенность в себе, навязывание ребенку того, что он не в состоянии выполнить и т.д.);
- постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах;
- постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
- во время прогулок предоставлять ребёнку определённую свободу действий, сдерживая своё беспокойство и желание всё сделать за него;
- чаще приглашать домой друзей, брать ребёнка в гости к знакомым; общаться с ребёнком тактично, без необходимости не нарушать личное пространство ребёнка, не настаивать на общении.
2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
4. Отрабатывайте поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
Педагогу-психологу необходимо принимать активное участие в работе с застенчивым ребёнком:
- выявить причину возникновения застенчивости (беседы с родителями, педагогами);
- организовать создание благоприятной, комфортной среды для ребёнка (наблюдение, консультации с педагогами и родителями и т.д.);
- проводить коррекционные занятия (предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости).
На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.
Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.
Универсальное средство обучения общению — это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с ними столкнется?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей "второсортности”. Не нужно "подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»
Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....
Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
статья знакомит педагогов с обучением детей составлению рассказов по серии сюжетных картин....
Консультация для педагогов "Половое воспитание детей дошкольного возраста"
Статья о значении полового воспитания в дошкольном возрасте, полоролевой социализации детей в условиях детского сада...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".
Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели сущест...