Тема по самообразованию. Нейрогимнастика, как средство развития когнитивной сферы у дошкольников.
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Цитцер Татьяна Александровна

Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_neyro.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

Нейрогимнастика, как средство развития когнитивной сферы у дошкольников.

Направление: познавательное.

Группа:  воспитанники подготовительной группы.

Начало работы: 01.09.2023 г.

Окончание работы: 27.05.2024г.

Форма самообразования: индивидуальная.

 

 

 

 Воспитатель:

Цитцер Т.А.

г.Лесосибирск,

МБДОУ Детский сад 53 «Радуга», 2023-2024 уч. г.

Нейрогимнастика, как средство развития когнитивной сферы у дошкольников.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Павлов И.П.

Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально- волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд.

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга.

"Гимнастика мозга" содержит методику активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений с целью объединения движения и мысли.

 Цели нейрогимнастики:

• Развитие межполушарных связей.

• Синхронизация работы полушарий

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие творческих способностей.

• Развитие памяти, внимания, мышления.

• Развитие речи.

Когнитивная сфера – это основа основ. Это база, на которой впоследствии строится дальнейшее взаимодействие ребенка с миром и самим собой.

Это высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.

Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения

Актуальность темы:

В группе есть дети, имеющих нарушения в развитии. Есть трудности при освоении программного материала вследствии  особенностей развития  детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, возможно применение нейропсихологических методик.

Использование нейрогимнастики в дошкольном и младшем школьном возрасте  очень актуально, так как в группе дети  с различными отклонениями в развитии:

- задержка речевого развития

- нарушение координации движений

- гиподинамия

- гаперактивность

Цель:

Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников группы.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

3. Оформить наработанный материал в методический  альбом для индивидуальной работы с детьми.

4. Составить конспекты игр и упражнений

5. Ориентировать родителей детей на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения    детей дошкольного возраста;

повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

План работы над темой:

1. Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2. Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, посвященных теме самообразования.

3. Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта в процессе дальнейшей работы;

План работы:

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Первичное нейропсихологическое обследование воспитаников

Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Гриб», «Блины», «Кулачок-ладошка».

Консультация родителей на собрании «Что такое нейропсихологические игры?»

Октябрь

Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей

Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка»

Ноябрь

Использование игр в работе: «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки»

Разработка памяток и буклетов для родителей

Декабрь

Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино»

Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно»

Январь

Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием

Февраль

НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр

Использование игр и упражнений в работе с детьми.

Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»

Март

Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей

Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома»

Апрель

Повторное нейропсихологическое обследование воспитанников

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов

Создание картотеки «Заряжалка для мозга»

Май

Демонстрация опыта в форме видеосъёмки.

Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми.

Интернет источники

Самопознание.ру.:https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_neyrogimnastika_i_chem_ona_polezna/#ixzz685Wk1yDx

Совушка: http://sovushka-zheldor.ru/nuzhno-znat/kompleks-uprazhnenij-nejrogimnastiki-dlya-detej-i-rekomendatsii-roditelyam.html

Мир психологии: http://www.psyworld.ru/for-adults/stories-for-parents/for-all/800-2009-10-20-15-40-57.html

Открытый урок: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313690/

Развивашка онлайн: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga

Нейрогимнастика: https://www.b17.ru/blog/58658/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Программа самообразования по теме "Элементы песочной анимации как средство развития связной речи у дошкольников с ОНР"

Актуальность темы:        Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излага...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

"Нейрогимнастика - как средство развития когнитивных процессов ребёнка"

В статье вы узнаете, что такое Нейрогимнастика, чем она полезна для детей, с какого возраста начинать заниматься с ребёнком. Так же примеры упражнений и комплексы направленные на усиление взаимодейств...