Тренинг "Профессиональное выгорание или как сохранить свое Я"
материал по психологии
План тренинга:
- Понятие синдрома профессионального выгорания. Симптомы, причины, этапы развития, факторы, влияющие на его развитие.
- Анализ результатов тестирования.
- Этапы работы в случае наличия синдрома профессионального выгорания
- Приемы антистрессовой защиты.
- Упражнения на развитие творческой индивидуальности, креативности, повышение самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка»
Тренинг для педагогов
«Профессиональное выгорание или как сохранить свое Я»
Подготовила:
педагог-психолог
Ширяева Антонина Александровна
2024г.
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- Ознакомление участников с понятием «синдром профессионального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития;
- Выявление наличия или отсутствия этого синдрома у себя и других.
- Побуждение участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.
- Освоение методов профилактики синдрома проф. выгорания.
- Повышение развития творческой индивидуальности, креативности.
- Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
План тренинга:
- Понятие синдрома профессионального выгорания. Симптомы, причины, этапы развития, факторы, влияющие на его развитие.
- Анализ результатов тестирования.
- Этапы работы в случае наличия синдрома профессионального выгорания
- Приемы антистрессовой защиты.
- Упражнения на развитие творческой индивидуальности, креативности, повышение самооценки.
Синдром «профессионального выгорания»
Синдром профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиях общественной сферы. Этот синдром включает три основные составляющие: эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной истощенности и усталости, вызванное профессиональной деятельностью), деперсонализацию (циничное отношению к выполняемой работе и к партнерам по профессиональной деятельности), редукцию профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
Факторы, влияющие на развитие симптома профессионального выгорания.
Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Упражнение – тест "Групповое ожерелье "
Ресурсы: Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей).
Ход упражнения:
В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.
Задание:
- У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).
Вопросы для обсуждения:
" Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.
- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:
- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?
- Хотел бы я переместить свой круг в другое место? Почему?
- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?
- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?
Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Анализ результатов диагностики удовлетворенности жизнедеятельности в образовательном учреждении.
Психологическая сказочка профессора Трусова.
Жил-был на свете дедушка. Жил он в домике, который стоял на зеленой лужайке. На эту лужайку каждый день приходили дети. Они бегали по траве и при этом громко кричали, дразнили друг друга, чем очень донимали нашего дедушку. Дедушка любил тишину и покой, ему казалось, что он имеет на это право. И вот дедушка решил, наконец, отвадить детишек от их любимого места. Он не стал для этого кричать из окна: «Эй, вы! Убирайтесь отсюда, чтобы я вас больше здесь не видел!» Ведь эффективность подобного приема нам всем хорошо известна. Дедушка поступил по-другому. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился с предложением: «Знаете, мне очень нравится, что вы приходите сюда каждый день — кричите, топаете, гоняетесь друг за другом. Я все время боюсь, что вы больше не придете и мне станет очень скучно без вас. Давайте, я вам буду платить каждый день по рублю за то, что вы будете играть на моей лужайке!» Дети, конечно, удивились и с удовольствием приняли такое выгодное предложение. Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова зовет их в домик, угощает чаем с конфетами и грустно так говорит: «Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам по рублю в день. Выходит только по 30 копеек…» Так прошло еще 3 дня. Опять дедушка зовет детей в свой дом и еще грустнее прежнего объявляет, что может платить только по 5 копеек в день. На что разгневанные дети ответили: «За эти жалкие гроши можешь сам здесь себе кричать и топать», — и навсегда ушли с площадки.
Комментарии по результатам тестирования
Профессиональное выгорание рассматривается как динамический процесс, который развивается поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение — его создает хронически неблагоприятная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, т.е. сопротивление — человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы нарастающего профессионального выгорания. На первой стадии выгорания отмечаются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса, они проявляются в легкой форме и выражаются в потребности расслабиться или организовать перерыв в работе.
На второй стадии выгорания симптомы носят более регулярный и затяжной характер, труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.
Могут развиваться медицинские и психологические проблемы. Попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Иногда человек подвергает
сомнению ценность своей работы, профессии и жизни, как таковой.
1. Фаза «напряжения». Ощущение эмоционального истощения, усталости, вызванной профессиональной деятельностью. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании профессионального выгорания. Напряжение носит динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Проявляется в виде симптомов:
1) переживание психотравмирующих обстоятельств — человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие;
2) недовольство собой — недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом;
3)«загнанность в угол» — ощущение безысходности ситуации, желание сменить работу или профессиональную деятельность вообще;
4) тревога и депрессия — развитие ощущения тревожности в профессиональной деятельности, повышенная нервозность, депрессивные настроения.
2. Фаза «резистенции» (сопротивления). Сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно, ведь человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Характеризуется эмоциональным истощением, провоцирующим возникновение и развитие защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, равнодушным. На таком фоне какое(либо эмоциональное включение в профессиональные дела и коммуникации вызывает у человека ощущение чрезмерной усталости.
Проявляется в виде симптомов:
1) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование — неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
2) эмоционально-моральная дезориентация — развитие равнодушия в профессиональных отношениях;
3) расширение сферы экономии эмоций — эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание свернуть любые коммуникации;
4) редукция профессиональных обязанностей — сворачивание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше тратить времени на профессиональные обязанности.
3. Фаза «истощения». Характеризуется падением общего энергетического тонуса организма и ослаблением нервной системы, психофизическим переутомлением, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных связей, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться по рабочим вопросам, развитием психосоматических нарушений. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Проявляется в виде симптомов:
1) эмоциональный дефицит — развитие эмоциональной нечувствительности на фоне переутомления, минимизация эмоционального участия в работе, автоматизм и опустошение при выполнение профессиональных обязательств;
2) эмоциональное отчуждение — создание защитного барьера в профессиональных связях;
3) личностное отчуждение (деперсонализация) — нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться в процессе работы, и к профессиональной деятельности вообще;
4) психосоматические и психовегетативные нарушения — ухудшение физического самочувствия, развитие психосоматических и психовегетативных нарушений (расстройства сна, головные боли, проблемы с давлением, обострение хронических болезней ...).
Вопросы для самоанализа:
- какие симптомы доминируют?;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение"?;
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами?;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще неосознаваемыми.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств.
- Признать: наличие СПВ и необходимость профессиональной помощи.
- Дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам.
- Следующий этап работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.
- И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.
Приемы антистрессовой защиты.
1. Отвлекайтесь:
- Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
- Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
- Обращайте внимание на мельчайшие детали.
- Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
- Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
- Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать"; кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
- наведите порядок дома или на рабочем месте;
- устройте прогулку или быструю ходьбу;
- пробегитесь;
- побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
- рисуйте;
- танцуйте;
- пойте;
- лепите;
- шейте;
- конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
- изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
- мните, рвите бумагу;
- кидайте предметы в мишень на стене;
- попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
- поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания
Упражнение «Новость одной строкой».
Задачи: развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения; развитие беглости мышления.
Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: “Новость одной строкой”. Составьте однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова такие:
- Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;
- Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;
- Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;
- Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;
- Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей».
Упражнение «Общий рисунок»
Инструкция: «Когда я скажу “начали”, каждый из вас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у вас будет 15 секунд. Через 15 секунд я попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не вернется к своему хозяину».
Обсуждение.
Упражнение "Апельсиновые дольки"
Ресурсы: на каждых 5-7 участников - по 2 круга из картона или плотной бумаги диаметром примерно 60-70 см. (один из кругов - он должен быть оранжевого цвета - разрезается ведущим заранее на 5-7 сегментов – "долек"); "толстые" фломастеры/маркеры, клей.
Ход игры:
Каждый из участников команды получает по "дольке" и фломастер/маркер.
За отведенное ведущим время каждый напишет на своей дольке две вещи:
1)три достижения в его жизни – с одной стороны листа
2) с обратной стороны - задание ("фант") для товарища по тренингу: задания должны быть не очень сложными, весёлыми и не требующими предварительной подготовки!
Когда время подготовки истечет, каждый из игроков подходит к любому (если в тренинге участвуют несколько мини-групп) из кругов-апельсинов и краешком вклеивает в него свою дольку так, чтобы достижения его были видны товарищам, а фант находился с обратной, невидимой стороны!
Первый этап задания будет заключаться во внутрикомандном знакомстве:
каждый читает три достижения, записанные им на собственной "дольке". По ходу дела товарищи могут что-то уточнять, задавать вопросы, комментировать услышанное.
На втором этапе все "апельсины"- команды собираются вместе в форум.
Тут-то и наступает время открыть "фанты" и прочитать задания. Начинает кто-то один, вытаскивая дольку и читая задание, а следующий по часовой стрелке участник его выполняет. Отказ от выполнения задания приведёт к "штрафу" – нужно ответить на 5 любых вопросов, которые зададут участники тренинговой группы.
Устав от шумного и беспокойного города, где все отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое, спокойное место. Он пришел в лес, где не было ни единого человека, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины человек залез в пещеру — там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали. Тогда он построил себе маленький коттедж со звукоизоляцией, запер все окна и двери, но в полной тишине все громче и громче слышалось «тик-так, тик-так...». Тогда он сорвал часы с руки и разбил их о стену. Сел, успокоился, глубоко вздохнул, довольный, что вот сейчас-то наконец будет тихо, но... «Тук-тук, тук-тук...», — стучало его сердце в груди все громче и громче.
Мораль: все проблемы, как и их решения, находятся не где-то снаружи, а внутри нас самих. Нет смысла искать хорошее там, где нас нет, есть смысл учиться находить хорошее там, где мы есть...
Использованная литература:
- Валовая Л. Тренинговые модули по профилактике синдрома «профессионального выгорания» сотрудников общественных организаций: Методические рекомендации. — К., 2007.
- Кипнис М. Апельсиновый тренинг. - М.: Ось-89, 2006.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие/ Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Сохрани свое здоровье сам" для средней группы
Формировать у детей навыки здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-69216-1554102929.jpg)
Комплексное занятие в старшей группе "Сохрани свое здоровье"
Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье....
" Сохрани свое здоровье сам"
Конспект занятия на тему " День здоровья". Взаимосвязь здоровья всего организма от здоровья отдельных частей тела....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-135476-1352214004.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «СОХРАНИ СВОЕ ЗОРОВЬЕ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «СОХРАНИ СВОЕ ЗОРОВЬЕ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Учить детей самостоят...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-88141-1355080662.jpg)
Конспект занятия по реализации механизмов здоровьесберегающих технологий "Сохрани свое здоровье"
Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь....
Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358319-1635314845.jpg)
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!
Уважаемые мамы и папы!Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!...