Тренинг по профилактике эмоционального выгорания воспитателей «Я все смогу»
учебно-методический материал по психологии



Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».
Актуальность -
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Цель
- профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании.
- поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания
- способствовать развитию самопознания у воспитателей
- обучить способам снятия напряжения
- создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Список литературы:

1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с
2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания воспитателей «Я все смогу».

Цель
- профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании.
- поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания
- способствовать развитию самопознания у воспитателей
- обучить способам снятия напряжения
- создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть на нашем тренинге. Сегодня он посвящен, такой теме как «Профилактика эмоционального выгорания».
Любое тренинговое занятие имеет правила:
+ Участие добровольное
+ Обращаться друг к другу по имени.
+ Принимать себя и других такими, какие они есть.
+ Быть искренним.
+ Избегать оценок друг друга.
+ Активное участие в происходящем.
+ Уважение говорящего.
+ Конфиденциальность всего происходящего.

Упражнение «Возьми салфетки».

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
- «Замечательно!» Вот мы и познакомились.

Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».
Актуальность -
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Таким образом, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно вас спасать.

Для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим есть ли у вас это эмоциональное выгорание (провести тестирование).

Всем нам известно, что человек в социуме выполняет много различных социальных ролей. Дома мамы, жены, дочери, на работе воспитатели. И у каждой роли есть свои требования, обязанности, очень важно уметь переключаться из одной роли на другую и не смешивать их., т.е. необходим баланс. И сейчас я вам предлагаю распределить по важности именно для вас данный перечень. А потом обсудим получившиеся результаты.

Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести
до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
• дети
• работа
• муж
• Я
• друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Самое главная ценность в жизни самого человека это он сам.
Изначально как должна создаваться семья? Мужчина и женщина любят друг друга и женятся, чтобы вместе растить детей. А не как это бывает появляется ребенок и женщина полностью погружается в ребенка, забыв о том, что у она не только мама, но и жена. Сначала вы - супруги, затем - родители. Счастливые дети растут только у счастливых родителей.
Обсуждение. Индийская пословица Ребенок- гость в твоем доме. Накорми, воспитай и отпусти.
Одним из эффективных способов избавления от негативных чувств является написать или нарисовать его.

Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Далее опрос об ощущениях.
Релаксация "Храм тишины".

Инструкция.

Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?...Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.: Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной. Побудьте в этом храме: в тишине.: Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно. Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.Как вы сейчас себя чувствуете?

Список литературы:
1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с
2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20

Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.
1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
да
нет
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
да
нет
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
да
нет
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).
да
нет
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
да
нет
6. Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
да
нет
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
да
нет
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
да
нет
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
да
нет
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
да
нет
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...

Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ

Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ...

Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагога

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах нав...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...