семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста ДОУ "Шаги навстречу"
консультация по психологии
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»с.Майма»
Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
«Шаги навстречу»
Педагог-психолог
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.
Задачи:
- Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ.
- Рассмотреть направления работы педагогов с родителями.
- Обучить конструктивным способам общения с детьми.
Ход семинара-практикума:
Упражнение «Я иду в детский сад».
Цель упражнения— прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.
Закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в незнакомые двери. Раздеваетесь в незнакомом для вас шкафчике. Затем, вы входите в ярко освещенную комнату, вокруг всё неизвестное, вы видите высокую, незнакомую тетю,возможно в халате. В комнате вы видите незнакомых мальчиков и девочек. В этой комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка и она плачет, а на руках у тети мальчик, который громко кричит и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку... А мамы нет...Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
-Что же такое адаптация? (ответы педагогов).
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Выделяют два вида адаптации:
Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.
Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям существования в данный момент.
Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням
Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
(слайд) А давайте вспомним те изменения, котрые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к ДОУ??
Отрицательные эмоции- неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации.
(Речевое развитие, коммуникабельность, сон и аппетит, волнение).
Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду
-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению?
• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);
• Отсутствие тренировки его нервной системы
• Состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям, в адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»);
• Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи, если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);
• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);
• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
• Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
• Ребенок не умеет общаться с другими детьми;
• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;
• Не умеет занять себя на некоторое время игрой;
Портрет ребенка поступившего в детский сад.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность). Дети-флегматики ведут себя заторможено, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Повышение температуры тела. Снижение уровня речевой активности. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состояния здоровья, стилю воспитания в семье, родственных отношений, уровень развития в ребенка игровых способностей, его контактность, доброжелательность, эмоциональной зависимости от матери.
Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.
Влияние педагога на течение адаптации
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:
- Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
- Называть ребенка ласковым именем, как дома.
- Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
- Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
- При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
- Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
- Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
- Использование игр на сближение детей друг с другом.
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия.
А создать положительный эмоциональный настрой можно с помощью следующих игр:
ИГРЫ:
Упражнение «Прилетела птичка»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход игры: психолог показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.
Прилетела птичка, Синичка – невеличка. К Лене прилетела, На деток посмотрела, Дальше полетела. | Сажает птичку на руку Лене и по очереди другим детям.
|
Игра «Кто в кулачке?»
Психолог: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Он раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!
Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.
Это, может быть, сверчок?
Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец.
Это пальчик? Ай-ай-ай!
«Пальчиковые игры». Помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог - ребенок» (по типу игры «Сорока – ворона кашу варила».
Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-907578-1490695250.jpg)
Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:· познакомить...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458846-1403180804.jpg)
Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458846-1403180804.jpg)
Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1353822-1634019156.jpg)
Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей, тактильного восприятия детей раннего возраста"
Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мыт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1446213-1686208104.jpg)
Семинар-практикум "Совместная деятельность как средство социализации детей раннего возраста" 2022 г.
Мастер-класс из опыта работы "Тропинка к здоровью. Использование координационной лестницы в работе с детьми раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/21/picture-1527625-1724267152.jpg)
Семинар – практикум «Организация игр с водой для детей раннего возраста в адаптационный период»
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/16/picture-1517605-1737011927.jpg)
семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Шаги навстречу"
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ...