Проект (долгосрочный) "Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
проект по психологии
Содержание
1 | Краткая аннотация проекта ……………………………. | 3 |
2 | Введение ………………………………………………… | 3 |
3 | Цели и задачи …………………………………………… | 3 |
4 | Актуальность проекта ………………………………….. | 6 |
5 | Цель проекта ……………………………………………. | 6
|
6 | Этапы работы …………………………………………… | 6 |
| Работа с детьми …………………………………………. | 6 |
| Работа с родителями …………………………………… | 7 |
| Средства достижения поставленных задач …………… | 7 |
| Предполагаемые результаты реализации проекта …… | 7 |
7 | Заключение ……………………………………………... | 8 |
8 | Литература ……………………………………………… | 9 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazkoterapiya_kak_sredstvo_emots.razvitiya_deteydocx.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект (долгосрочный)
Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста.
Выполнила педагог-психолог
Шевчик Ю.О.
г. Воронеж 2023-2024
Содержание
1 | Краткая аннотация проекта ……………………………. | 3 |
2 | Введение ………………………………………………… | 3 |
3 | Цели и задачи …………………………………………… | 3 |
4 | Актуальность проекта ………………………………….. | 6 |
5 | Цель проекта ……………………………………………. | 6 |
6 | Этапы работы …………………………………………… | 6 |
Работа с детьми …………………………………………. | 6 | |
Работа с родителями …………………………………… | 7 | |
Средства достижения поставленных задач …………… | 7 | |
Предполагаемые результаты реализации проекта …… | 7 | |
7 | Заключение ……………………………………………... | 8 |
8 | Литература ……………………………………………… | 9 |
Краткая аннотация проекта
Данный проект реализуется с детьми дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) на занятиях по формированию целостной картины мира, коммуникации и художественной деятельности. В ходе проведения проекта предполагается, что самостоятельная работа детей и совместная работа детей и взрослых (педагогов и родителей) поможет участникам проекта занять активную жизненную позицию в окружающем мире, быть более толерантными через театрализованную деятельность, что будет способствовать их умственному, речевому и эмоциональному развитию, а также воспитанию необходимых нравственных качеств.
Введение
Сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Что такое сказкотерапия:
Это воспитание и лечение сказкой;
Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Это процесс ресурсов потенциала личности.
Цель сказкотерапии:
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи сказкотерапии:
- Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
-Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого.
На рубеже XX и XXI веков в России произошли перемены экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.
Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствуют о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.
В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоциональной сфере:
–поведенческих проблем, развитие духовно
–нравственных качеств детей.
Вот в этом нам и должна помочь сказкотерапия.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми, так же применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду.
Дети, как и взрослые все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик.
Один ребенок более склонен сочинять, фантазировать и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые мы используем в своей работе, позволяют прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Например, всеми знакомая с детства сказка «Колобок» показывает ребёнку, что нельзя доверять незнакомым, быть через чур доверчивым. В сказке «Репка» ярко выражена дружеская поддержка, что всем вместе можно преодолеть любые трудности. Ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит прочитать «Заяц-хваста», легкомысленному и шаловливому «Приключение Незнайки», робкому и пугливому «У страха глаза велики», «О трусливом зайце».
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия
используются виды сказок:
1. Дидактические (в виде учебного занятия)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения) дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают - воображают)
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя « Я», доброго волшебника) дети совместно с родителями рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки и былины):
- Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
- Сказки о животных,
- Бытовые сказки,
- Страшные сказки,
- Волшебные сказки
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционный счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии...
Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе.
Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у взрослых никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что его беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных
проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы.
Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.
Актуальность проекта в том, что, сформировалось и закрепилось духовно- нравственное обнищание население, агрессивное поведение молодого поколения, преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей, наблюдение игнорирования родителями чтения детям рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме.
Предмет проекта: сказкотерапия как метод эмоционального развития дошкольников.
Цель проекта: обоснование и экспериментальное подтверждение сказкотерапии как эмоционального развития дошкольников.
II Этапы работы:
- Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)
-Основной (проведение образовательных ситуаций, консультации, обогащение предметно-развивающей среды)
- Заключительный (презентация).
Преимущество сказок для личности ребенка.
- Отсутствие в сказках нравоучения дидактики;
- Неопределенность места действия главного героя;
- Образность языка;
- Кладезь мудрости;
- Победа добра. Психологическая защищённость;
- Наличие тайны и волшебства.
Работа с детьми:
- Рассказывание сказок: рассказывание от 1 и 3 лица
- Рассказывание и придумывание продолжения.
- Сочинение сказок (совместно с родителями)
- Кукольные театры (пальчиковые, теневые, марионетки, плоскостные).
- Постановка и разыгрывание сказок (совместно с родителями)
- Имидж-терапия (преображение с помощью костюма)
- Художественная деятельность(рисование, лепка)
Основные этапы включения сказкотерапии в образовательную деятельность с дошкольниками.
Они корректируются в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.
этап
– чтение сказкии беседа по ее содержанию. В основу положен первый принцип сказкотерапии - «донести до сознания ребенка информацию о базовых жизненных ценностях» ненавязчиво, с помощью картинок привлекается внимание ребенка к чувствам и переживаниям героев, дается возможность примерить на себя роли персонажей сказки.
- этап – подчинен второму принципу сказкотерапии – «принцип Жизненной силы». Все сказки для детей несут позитивную жизненную программу.
Дети еще не знают основных психологических законов общения, не понимают, каким образом необходимо принимать себя и близких. Можно организовать проигрывание эпизодов сказки. Погружение в сказку, где героем становиться сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.
3 этап – продуктивная творческая деятельность, построенная на основе третьего принципа сказкотерапии - «принцип многогранности». Жизненная ситуация и сказочная история воспринимается как кристалл со множеством граней.
4 этап – подчинен четвертому принципу - «связь между реальностями». Где ресурсы психической реальности перемещаются в жизненную практику дошкольника. Здесь эффективны различные педагогические приемы.
Игра-драматизация, сочинение сказок по серии картинок, рассказывание с помощью различных видов театра.
Работа с родителями:
- Консультации, беседа «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой»
- Оформление стендов.
- Оформление фотовыставок.
- Разыгрывание сказок вместе с детьми.
- Привлечение родителей к изготовлению различных театров.
- Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним.
Средства достижения поставленных задач:
- Создание предметно-развивающей среды, уголок ряжения, театральный уголок, уголок книги «Книжкин дом» ;
- Настольно-печатные игры «Машенька и медведь», «Доктор Айболит» и т.д.;
- Пазлы, по русским народным сказкам «Собери картинку»;
- Сборники сказок, рассказов.
- Иллюстрации с сюжетами сказок
Предполагаемые результаты реализации проекта.
•Знакомить с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
- Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации;
•Выражают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
•Ребенок проявляет устойчивый интерес к сказке. Он адекватно понимает содержание
сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания;
•Дети умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей, передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
•Преобладают положительные эмоции
Срок реализации проекта: с 01.09.2023-31.05.2024
Участники проекта: педагог-психолог, дети всех возрастных групп, воспитатели, родители воспитанников.
III Заключение
Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии решаются следующие задачи:
-дети стали более внимательными,
-развивается воображение и фантазия,
-развивается развитие речи детей, активизируется и совершенствуется словарный
запас, звукопроизношение, навыки связной речи
-идет накопление опыта общения со взрослыми и сверстниками,
-дети овладевают анализом положительных и отрицательных поступков, учатся отличать хорошее от плохого
-используя музыку, в занятиях с элементами сказкотерапии дети овладевают навыками определения эмоционального содержания сказки, настроения героев,
-учатся воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями,
-научились имитировать движения под музыку, передавать образы животных, птиц, насекомых.
- продолжаем учить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, (удивление, страх, брезгливость)
-продолжаем воспитывать с помощью сказкотерапии духовно-нравственные качества
-родители прислушиваются к советам педагога, стали больше читать детям сказок, беседовать с ними.
Результаты работы показали необходимость продолжать проводить игры-занятия с элементами сказкотерапии. Я рекомендую в дальнейшем, использовать сказкотерапию не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, включать их в праздники, развлечения, привлекать родителей к этой новой форме работы с детьми.
Необходимо убедить родителей в значимости элементов сказкотерапии, показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитие.
Необходимо создать библиотеку, фонотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок, которые помогли бы детям избавиться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.
Привлечь родителей для изготовления атрибутов и оборудования по русским народным сказкам.
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению сказкотерапии в педагогический процесс.
Литература
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
3. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.
4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.
5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.
8. Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
9. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
10. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
13. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
15. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
16. Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.
17. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
18. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....
Фототерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...
"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
презентация на тему "Сказкотерапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...
Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Театрально - игровая деятельность. Коррекционная деятельность....
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...
Игровой проект "Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста" 2022-2024 гг.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего ш...