Конфликты в детском коллективе.
консультация по психологии

Елена Рыбачёк

Занятие с педагогами ДОУ. Теоритиеские материалы, практические задания, направленные на знакомство педагогов с причинами возникновения конфликтов в детском коллективе, а также на выработку конструктивного способа поведения педагогов для разрешения конфликтов между дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с педагогами ДОУ

«Детские конфликты. Причины возникновения, способы разрешения»

Цель: выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей

Задачи:

  1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;
  2. Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;
  3. Познакомить с эффективными стилями поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

Предполагаемый результат:

  1. Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;
  2. Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;
  3. Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

Инструментарий: Мольберт, буклеты на каждого участника консультации,  таблицы «Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)»,  «Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)», чистый лист бумаги, маркет.

Участники: педагоги детского сада

Время консультации: 40 мин

Форма и место проведения консультации: Консультация-практикум, проводится в музыкальном зале. Все участники садятся полукругом.

Содержание консультации:

     В.: Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приемах их решения.

   Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом?

 (Игровая). Педагоги отвечают

     Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр?

Педагоги отвечают

Изучая проблему детских межличностных конфликтов во время игры Яков Львович Коломинский – доктор психологических наук, выделил следующие основные причины конфликтов между детьми во время игры, выделив по процентам степень доминирования данной причины в зависимости от возраста ребенка.

                                 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%)

 

Причины конфликтов

Возраст детей (лет)

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Разрушение игры»

25

23

23

6

9

«По поводу выбора общей темы игры»

0

0

2

1

3

«По поводу состава участников игры»

0

0

0

10

11

«Из-за ролей»

0

6

23

32

24

«Из-за игрушек»

75

71

38

17

21

«По поводу сюжета игры»

0

0

3

8

7

«По поводу правильности игровых действий»

0

0

10

26

26

Я.Л.Коломинским и Б.П.Жизневским [18] были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Если суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе детских конфликтов, то ими могут быть следующие:

-устранение объекта конфликта;

- раздел объекта конфликта между сторонами;

-установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

- разведение сторон конфликта;

- перенос отношений в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и пр.

Но кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:

  1.  Недоразвитие коммуникативных навыков;
  2. Особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
  3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

      Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Я.Л. Коломинский и показал в процентном отношении степень используемых способов воздействия в определенном возрасте.

Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)

 

Способы воздействия

Возраст детей

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Физическое воздействие»

50

35

26

16

15

«Опосредованное воздействие»

9

4

5

2

3

«Психологическое воздействие»

19

21

9

3

4

«Словесное воздействие»

17

21

30

29

26

«Угрозы и санкции»

0

3

4

10

8

«Аргументы»

5

16

27

39

43

     1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.

    6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.

Анализируя способы воздействия, друг на друга детьми, можно определить  и способ воздействия педагога на конфликтующих детей. Если дети используют именно этот способ поведения, значит, он является наиболее эффективным для них, т.к. он выбирается в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков, эмоционально волевых особенностей, поведенческих реакций.

Например для ребенка 1-2 лет эффективным является «Физическое воздействие» - значит педагог должен непосредственно вмешаться в конфликт, развести конфликтующих, и переключить их внимание на другую деятельность. А использование «Угроз, санкций» или «Аргументов неэффективно»

А для детей 5-6 лет наоборот наиболее действенным способом будет являться именно «Аргументы» и «Словесные воздействия».

И так можно проанализировать по всем возрастам.

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
- сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с наличием проблемной ситуации)
- имитационные игры ( имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий 
процесс)
- интерактивные игры ( игры на взаимодействие)
- социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение модели 
конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с 
последующим моделированием новых версий
- дискуссии
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:

 «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок доверия»,              «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», « Стол переговоров»,
«Уголок тишины», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей»

В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка.

Стратегия поведения в конфликте:

Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).

Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.

Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Техника активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…»«он тебя толкнул и тебе очень больно…»«ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;

- после утвердительного высказывания - держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений). Целесообразно использовать приемы для примирения«Мирилочки» («Коврик дружбы»«Стол примирения» и др.)

Техника позитивных сообщений:

1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).

2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).

3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).

4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).

Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Таким образом, через детские конфликты проходят все дети. Не нужно пытаться их избегать, уходить от проблемы, а необходимо показывать ребенку готовую модель поведения при решении конфликтных ситуаций.

Способы решения детских конфликтов

Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).

Пример:

Ситуация «Это моя кукла»

Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно сильнее  Кати). Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.

Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»

Катя. Наташа забрала мою куклу.

Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?

Катя смущенно молчит.

Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.

Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.

Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?

Катя кивает головой и говорит: – Так!

Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?

Катя. Я хочу куклу.

Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».

Наташа. Нет, я буду с ней играть.

Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?

Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.

Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.

Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.

Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:

- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;

- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;

- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);

- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);

- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;

- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;

- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).

Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.  Репиной.  М., 1987.

3. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.

4. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.

5. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1975.

6. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 37—50.

7. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

8. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М. Изд-во МГУ, 1977. С. 126—143.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

10. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

11. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

12. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

13. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве: Автореф. канд. дис. М., 1947.

14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

СИТУАЦИЯ № 1

Пример: двухлетний Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта.

Педагоги могут предложить:

- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;

- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;

- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;

- запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;

- предложить Коле отдать игрушку Ивану;

- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;

- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.

В заключении давайте попробуем применить полученные сегодня нами знания на примере детского конфликта.

СИТУАЦИЯ №2. 

Вторая младшая группа.

Два мальчика  Петя и Сережа,  решили поиграть в машинки. И оба хотят играть грузовиком. Петя взял грузовик первым и начал катать, подошел Сережа и начал уговаривать дать ему покатать эту машинку. Видя, что Петя не реагирует, берет и насильно забирает машинку. Петя начинает хныкать: - «Это моя машинка я первый ее взял, отдай»

Сережа в ответ: - «Нет, я хочу играть»

Начинают выхватывать друг у друга машинку, затем начинают толкаться. В итоге Сережа бьет машинкой Петю, на что Петя начинает истошно плакать.

       Как воспитатель мог эффективно разрешить данный конфликт.

(Дать возможность решить самим, затем вмешаться, спросив, Что у вас случилось? Какой можно найти выход Вначале один играет потом другой. )

СИТУАЦИЯ №3.

Старшая группа.

Две девочки  никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.

- Я хочу!

- И я хочу! — спорят они.

- Двух мам не бывает,— говорит одна из них.

- Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.

- Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.

у, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:

—        Можно, я буду твоей дочкой? Ты будешь со мной гулять, водить меня в 
детский сад... Мы будем жить по соседству с куклой Наташей, я буду дружить с ней, ходить к ней в гости.

Конфликт разрешен. Обе девочки с  интересом  играют рядом.

СИТУАЦИЯ №4.

Средняя группа.

Вова ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника «учит» своих учениц — кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:

—        Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!

—        Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь дорога проходит! 
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.

—        Товарищ шофер,— обращается воспитатель к зачинщику ссоры,— я диспетчер
и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.

СИТУАЦИЯ №5.

Подготовительная группа.

Трое ребят играют в настольную игру с фишками. В середине игры к ним подошла Ира и попросила принять её в игру. Ребята объяснили, что игра уже начата и ей придется подождать. Девочка командным голосом потребовала, чтобы ребята начали игру с самого начала вместе с ней.  После отказа, Ира схватила игру и разбросала фишки.

Причины возникновения конфликтов

 между детьми в игре (%)

 

Причины конфликтов

Возраст детей (лет)

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Разрушение игры»

25

23

23

6

9

«По поводу выбора общей темы игры»

0

0

2

1

3

«По поводу состава участников игры»

0

0

0

10

11

«Из-за ролей»

0

6

23

32

24

«Из-за игрушек»

75

71

38

17

21

«По поводу сюжета игры»

0

0

3

8

7

«По поводу правильности игровых действий»

0

0

10

26

26

Способы воздействия детей друг на друга

в ситуации игрового конфликта (%)

 

Способы воздействия

Возраст детей

1—2

2—3

3—4

4—5

5—6

«Физическое воздействие»

50

35

26

16

15

«Опосредованное воздействие»

9

4

5

2

3

«Психологическое воздействие»

19

21

9

3

4

«Словесное воздействие»

17

21

30

29

26

«Угрозы и санкции»

0

3

4

10

8

«Аргументы»

5

16

27

39

43


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство разрешения конфликтов в детском коллективе Подготовила: Елена Владимировна Рыбачёк Педагог-психолог

Слайд 2

Конфликт (от лат. « confluctus ») означает столкновение сторон, мнений, сил. В каком виде деятельности дети чаще всего конфликтуют друг с другом?

Слайд 3

Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Слайд 4

Причины конфликтов Возраст детей (лет) 1—2 2—3 3—4 4—5 5—6 «Разрушение игры» 25 23 23 6 9 «По поводу выбора общей темы игры» 0 0 2 1 3 «По поводу состава участников игры» 0 0 0 10 11 «Из-за ролей» 0 6 23 32 24 «Из-за игрушек» 75 71 38 17 21 «По поводу сюжета игры» 0 0 3 8 7 «По поводу правильности игровых действий» 0 0 10 26 26 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%) ( Внешние причины)

Слайд 5

Внутренние причины Неразвитость коммуникативных навыков Личностные особенности ребенка Стили семейного воспитания

Слайд 6

Способы воздействия Возраст детей 1—2 2—3 3—4 4—5 5—6 «Физическое воздействие» 50 35 26 16 15 «Опосредованное воздействие» 9 4 5 2 3 «Психологическое воздействие» 19 21 9 3 4 «Словесное воздействие» 17 21 30 29 26 «Угрозы и санкции» 0 3 4 10 8 «Аргументы» 5 16 27 39 43 Способы воздействия детей друг на друга в ситуации игрового конфликта (%)

Слайд 7

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми: Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват . Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое . Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

Слайд 8

Стратегия поведения в конфликте: Шаг №2 : Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов. Шаг №1 : Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией) .

Слайд 9

Шаг №3 : Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Шаг №4 : Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту) .

Слайд 10

Шаг №5 : Работать с чувствами детей (техника активного слушания) . Шаг №6 : Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон ( мерилочки , «Островок дружбы») .

Слайд 11

Шаг №7 : Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность. Шаг №8 : Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детск...

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

Как избежать конфликтов в детском коллективе.июль 2018

 Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми ил...

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"...

Конфликты в детском коллективе. Пути их решения.

У детей дошкольного возраста чаще всего конфликты возникают – из-за ролей, и из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребно...

Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией н...