Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-мигрантов
статья по психологии
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире не теряет своей актуальности проблема психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве. В его организации важную роль должны сыграть мероприятия, направленные на сплочение, формирование атмосферы принятия, интереса, готовности помочь, на предупреждение возникновения конфликтных ситуаций. Для осуществления педагогической поддержки и адаптации детей-мигрантов необходим ряд условий: высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, педагогическая и профессиональная компетентность, атмосфера сотрудничества в педагогическом коллективе, выстраивание, наличие реальной связи семьи, образовательной организации и социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-мигрантов.
Организация интеграции мигрантов на государственном и региональном уровне прежде всего является задачей органов государственной власти. В то время как интеграция детей-мигрантов на уровне районов, городов и образовательных организаций — это ответственность образовательных учреждений и социальных служб. В дошкольных организациях, школе, как важном институте социализации, необходимо оказывать поддержку детям-мигрантам через психолого-педагогическое сопровождение.
На сегодняшний день психолого-педагогическое сопровождение детей стало неотъемлемой частью образовательной системы. Это предусмотрено в законодательстве Российской Федерации, а также в федеральных государственных образовательных стандартах и многочисленных программах, касающихся поддержки детей в образовательных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность, в которой участвуют психологические службы и педагоги, а также родители и опекуны. Его целью является создание оптимальных условий для развития и образования детей.
Достижение этой цели возможно через выполнение следующих задач:
1. Мониторинг развития детей и предотвращение психолого-педагогических проблем.
2. Помощь детям с трудностями в обучении, социализации и эмоциональном развитии.
3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
4. Развитие психолого-педагогической компетентности у обучающихся, родителей и педагогов.
Основные направления работы психолога в рамках сопровождения включают:
- Профилактика дезадаптации обучающихся.
- Диагностика психологического состояния и поведения детей.
- Консультации для родителей и педагогов.
- Развивающая работа по формированию мотивации к обучению и общению.
- Коррекционная работа с детьми с трудностями в личностном и образовательном развитии.
- Психологическое просвещение для родителей и педагогов.
При работе с детьми-мигрантами перечисленные выше задачи и направления также имеют высокое значение, однако необходимо учитывать специфические особенности этой группы. К ним относятся:
1. Языковые барьеры и недостаточное владение языком, на котором проводится обучения.
2. Психологические проблемы, связанные с культурной адаптацией и восприятием новых ценностей.
3. Социальные проблемы, такие как уровень материального достатка, частая смена места жительства и другие факторы.
Эти проблемы могут привести к социальной напряженности и конфликтам. Поэтому очень важно учитывать их в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Для получения полного понимания социально-психологических особенностей ребенка-мигранта требуется многоаспектная диагностика, направленная на:
- Оценку уровня владения русским языком.
- Определение представлений о социокультурных нюансах российского общества.
- Выявление психологических особенностей и готовности к коммуникации.
Методы диагностики можно применять, только если ребенок в состоянии строить развернутые предложения на русском языке; в противном случае используют родной язык. На основе полученных данных формируется последующая работа по сопровождению. Если уровень владения русским языком низкий, приоритетом становится его освоение.
Другие направления психолого-педагогического сопровождения, такие как коррекционное, развивающее, консультативное, профилактическое и просвещенческое, направлены на решение следующих задач:
1. Преодоление языкового барьера.
2. Знакомство с культурными особенностями России и интеграция в общество.
3. Коррекция деструктивных эмоциональных состояний, возникающих из-за культурной адаптации.
4. Поддержка детей в освоении образовательной программы.
5. Формирование навыков межнационального общения и толерантности.
6. Работа с родителями по вопросам развития и адаптации детей.
7. Поддержка педагогов в решении проблем взаимодействия с детьми-мигрантами.
Важно учитывать психологические особенности детей-мигрантов, связанные с освоением второго языка. Существует значительная разница в когнитивном, личностном и социальном развитии между детьми-билингвами и монолингвами. Дети-билингвы, имея преимущества в нейропсихологических и когнитивных аспектах, лучше адаптируются к новым условиям. В отличие от них, монолингвы сталкиваются с большими трудностями в коммуникации и могут испытывать стрессовые ситуации из-за низкого уровня владения языком страны проживания.
Ребенок-инофон, если он является монолингвом (возможна ситуация, при которой ребенок говорит на 2-х и более языках, но при этом не знает языка страны, в которую он приехал), естественно, отличается от билингва. Для него довольно сложен процесс адаптации к новым социокультурным условиям, в силу чего может быть нарушена коммуникация, как со сверстниками, так и с другими людьми, вероятны отставания в учебной деятельности, частотны стрессовые ситуации.
Для многих детей-инофонов характерным является стремление обособиться, не вступать в контакты с окружающими, общаться только по национальному признаку. В таких условиях ребенок остро нуждается в помощи, которую ему можно обеспечить в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов должно быть направлено на создание условий для успешной социальной и образовательной адаптации, учитывая их уникальные индивидуальные и культурные особенности.
Какие бы психологические, интеллектуальные, языковые и другие особенности не были присущи детям-мигрантам, одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения является формирование идеалов добра, созидания, справедливости, взаимопомощи, независимо от их национальной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател
СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...
Программа по социализации и адаптации детей-мигрантов в ДОУ "Мы - дети России, мы - дети Югры"
Обретение новой Родины как второй матери достаточно сложный жизненный процесс и на наш взгляд, чем раньше он начнется, тем успешнее пройдет период адаптации и социализации ребенка-мигранта...