Семинар -практикум для педагогов ДОУ."Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация : "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда" | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи.
1.Вступление.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
2.Текст к презентации (слайды).
3. Практическая часть семинара.
Содержание работы воспитателя в логопедической группе раскрывается по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
1.Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
Например, при автоматизации звука Ш:
–изолировано: пошипели, как змейки с показом картинки «Змея»
-в слогах- игра «Цепочка» с проговариванием –шва-шву-швы-шво;
- в словах –игра «Передай-ка. Ты мне-я тебе», передавать мяч, проговаривая швея шьет;
-в предложениях, фразах, стихах (с отработкой грамматических конструкций)
Игра «Слушай внимательно, произноси старательно». Взрослый передает любой предмет, произнося образец фразы, ребёнок у которого оказался предмет подражает образцу:
«Я штопаю штаны. Ты штопаешь штаны» и тд.
- Игра «Сделай, как я»
С ударом по очереди на каждую ногу, проговаривать по слогам стихотворение (усложнение: синхронно с ударом по ноге, нога поднимается вверх),выполняется сидя на стуле :
Мышонку шепчет мышь:
Ты все шумишь, шумишь.
Мышонок шепчет мыши:
Шуметь я буду тиши.
2. Игры и упражнения.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз. Как правило, материал воспитатели используют из своего речевого уголка.
Игры предназначены не только для автоматизации звукопроизношения ,но для активизации мыслительной деятельности (произвольности внимания) :
Н-р :Игры «Крокодил-заяц», «Коровка- заяц», «Лезгинка».
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр и занятий.
В его оборудование входят стеллажи, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический материал, направленный на развитие:
- Фонематического слуха
- Дыхания
- Артикуляционной моторики
- Правильного звукопроизношения
- Словаря
- Фразовой речи
- Мелкой моторики
- Звукового анализа и синтеза слогов и слов.
- Содержание определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с речевыми нарушениями.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Создавая развивающую среду группы, важно учитывать комфорт и эстетику обстановки…Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Дидактический материал в речевом уголке
Для развития слуха:
- Звуковые коробочки,
- детские муз. инструменты: барабаны, дудочки, бубен, погремушка, колокольчики
- поющие игрушки (птички, свистульки)
Для развития дыхания:
- Вертушки
- Мыльные пузыри, трубочки («Буря в стакане»)
- Легкие предметы (перышки, снежинки, ватные шарики, листочки, султанчики и т.д., д/и: «Загони мяч в ворота», «Сдуй бабочку с цветка»).
Для развития мелкой и общей моторики:
- Пальчиковые гимнастики
- Упражнения для координации речи с движением
- Трафареты, шаблоны
- Сухой бассейн, мелкие предметы по темам
- Ребристые карандаши, грецкие орехи, прищепки, массажные мячики
- Мозаики
- Игры-вкладыши
- Игры-шнуровки
- Волчки
- Счетные палочки, бусы на леске
- Крупы, фасоль, наборы пуговиц
Развитие артикуляционной моторики:
- Схемы артикуляционных укладов
- Артикуляционные гимнастики на все группы звуков
- Арт. гимнастики в стихах и картинках
- Символы артикуляционных пражнений.
Закрепление правильного произношения:
- предметные картинки на все звуки, сюжетные картинки
- Альбомы для автоматизации звуков
- Чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки
Зеркала индивидуальные
Фонетико-фонематическое развитие и обучение грамоте:
- Схемы слова, предложений, звуковые линейки
- Цветовые фишки, для звукового анализа слов
- «Светофоры» на определение места звука в слове
- «Домики» для звуков гласных и согласных твердых и мягких
- Наборное полотно
- Азбуки, кубики
Развитие словаря, обобщающих понятий, лексико-грамматических категорий:
- Предметные картинки по лексическим темам
- Лото, домино по лекс. темам
- Дид.игры: «Один-много», «Что из чего», «Скажи наоборот»,»»Большой-маленький» и т.д.
Развитие связной речи:
- Серии сюжетных картинок
- Разные виды театров
- Схемы составления описательных рассказов
- Мнемотаблицы
3.Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме
проводится по заданию логопеда.
Работа воспитателя по заданию логопеда.
Специфика работы воспитателя в группе детей с нарушением речи включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу после дневного сна (до или после полдника).
На вечерние занятия логопед может оставить от 5 до 7 детей, в зависимости от того на сколько успешно усвоен детьми материал. Тщательно подобран наглядный и речевой материал. Дети не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно – печатными играми, играми по формировании мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т.д). Логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. На вечерних логопедических занятиях рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений) повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так во вне учебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывание и развязывание шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находится настольно – печатные игры для формирования речевых и неречевых процессов и т.д. Наглядный материал обновляется в логопедическом уголке по мере прохождения учебного материала.
В заключение хочется сказать словами Александра Ивановича Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Релакция «Фонарик».(музыкальное сопровождение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов представлений о п...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников»
Материал для проведения семинара с педагогами...
Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ
Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»
В логопедической работе с детьми с ОВЗ по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплек...
Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...