Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками
методическая разработка по психологии

В данном материале представлены  нейропсихологические методики в работе с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod_v_rabote_s_doshkolnikami.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода подтверждена наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход подразумевает корректировку нарушенных психологических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), чувственно-волевой сферы ребёнка через движение. Почти многие исследователи указывают на взаимосвязь психологического и моторного развития малыша. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции появляются на базе условно простых моторных и сенсорных процессов. Развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Упражнения, которые мы используем в своей работе:

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча», «Дышим носом», «Футбол»).

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Колечко», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

«Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения.

«Кулак, ладонь, ребро».

Выполняется сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Ребенок следует инструкции взрослого: «Сожми руку в кулак, потом раскрытую ладонь положи на стол, затем руку поставь на ребро. Сделай эту комбинацию 5 раз.»

Широкое применение в нашей работе получили рабочие листы, они построены на использовании в работе с детьми метода психографики. То есть ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой рукой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий у детей происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышается возможность произвольного внимания, самоконтроль, усидчивость, развивается зрительно - моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

«Зеркальное рисование»

Для данного задания предлагается на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

5. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).

5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

6. Поменяйте руку и повторите то же самое.

6. Упражнения для развития пространственных представлений. Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Их несформированность к концу дошкольному периода является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

7. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения используются как в совокупности и представляют собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступают элементом непосредственной образовательной деятельности, применяются в режимных моментах.

Например,

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками.             Сегодня мы видим, как все быстро меняется: дети и родители, отношения роди...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...

Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.

На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Консультация для педагогов на тему: «Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками»

В до                                        Консультация для педагогов на тему "Нейропсихо...